|
|
N°166, 09 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Терроризм в рамках закона
Экспертам не понравился пакет законов по налоговому администрированию
Законопроект по совершенствованию налогового администрирования вчера был впервые представлен в полном объеме на публичное обсуждение. Правда, участники парламентских слушаний, обсуждавшие пакет по реформе администрирования, смогли осилить лишь небольшую его часть -- касающуюся упорядочивания налоговых проверок.
Как напомнил участникам слушаний заместитель министра финансов Сергей Шаталов, проработке подверглись все виды налоговых проверок. Регламентированы будут камеральные проверки, для которых введут закрытый перечень документов. По результатам камеральных проверок будет составляться акт, который налогоплательщик может оспорить в суде. Выездные проверки планируется ограничить и по срокам, и по количеству. Правда, как уточнил замминистра финансов, в случаях, когда будет требоваться экспертиза или встречные проверки, с санкции вышестоящего органа срок может быть продлен. «Не более чем до 14--15 месяцев», -- то ли пошутил, то ли уточнил г-н Шаталов. Уровень принятия решений при назначении повторных проверок существенно повысится, причем в отношении крупнейших плательщиков решение будет принимать лично руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) с санкции министра финансов.
Среди того, что Минфин ранее не озвучивал в предложениях по администрированию, -- предполагаемое изменение схемы сбора налогов. «В отдаленных регионах, в сельской местности, где не всегда есть банки, налогоплательщикам нужно дать возможность оплачивать платежки по почте, через администрацию или непосредственно в кассах при налоговых инспекциях», -- сказал г-н Шаталов.
Если сказанное чиновником Минфина по большей части было уже известно публике, то выступление заместителя главы ФНС Сергея Шульгина открыло много нового в буднях налоговых инспекторов. Об угрожающих тенденциях, по его мнению, говорить просто несерьезно. Отделы по работе с жалобами плательщиков, по словам чиновника, организуются для создания особой «атмосферы, в которой плательщик с радостью отдал бы деньги государству». Видимо, для тех, кто особой радости при расставании с деньгами испытывать не может, в инспекциях создаются также некие специальные залы, где можно сдать декларацию в «бесконтактном» режиме. "При этом давления на плательщиков и истребования у них огромного количества документов не происходит, -- поспешил уверить слушателей г-н Шульгин. -- В прошлом году по стране лишь при 10% камеральных проверок была затребована дополнительная документация. А случаев повторных проверок было лишь 0,6% от общего количества по стране». "И все они проводились в интересах налогоплательщиков, вышедших с жалобами в вышестоящие инстанции",-- добавил чиновник.
Депутаты со своей стороны весьма критично отнеслись к минфиновским новациям. «По итогам проверок надо предоставлять налогоплательщику не просто акт о проверке, но и документы, объясняющие, что послужило основанием для столь пристального внимания»,-- говорит заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин, автор альтернативного законопроекта об администрировании, который будет рассматриваться в Думе параллельно с правительственным.
"Чтобы поправки по совершенствованию администрирования заработали, прежде всего нужно прописать в Уголовном кодексе ответственность работника налоговых органов за неправомерное привлечение к налоговой ответственности, -- считает заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. -- Тогда налоговый терроризм хотя бы будет проходить в рамках закона. Ведь ответственность налоговика -- это фактически ответственность государства, тогда как налогоплательщик в случае неправомерных решений рискует не только имуществом, но зачастую и свободой».
Критично отнеслись к заявлениям заместителя министра финансов и эксперты. "То, что выдается правительством за упорядочивание и послабление проверок, на самом деле таковыми не является, -- говорит управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. -- Минфин уверяет, что сделал закрытым перечень документов, требуемых при камеральной проверке, на самом же деле в проекте говорится, что при камеральных проверках будет проверяться обоснованность данных, представленных в отчетности, что делает перечень безразмерным». «Что бы ни выявилось при камеральной проверке -- за это сегодня кодекс не предусматривает санкций, -- говорит г-н Пепеляев. -- Непонятно, почему по поводу составления акта камеральной поверки г-н Шаталов призывает испытывать оптимизм, ведь акт означает, что с этого момента налогоплательщика переводят за ту роковую черту, где наступает привлечение к ответственности».
Очень хитро спрятано в правительственном законопроекте и усиление репрессивных мер при проведении повторных и выездных проверок, считает эксперт. Сейчас, если налоговый орган проверил на предприятии, например, НДС, повторно перепроверить этот же налог нельзя. В проекте нового закона сказано, что при повторной проверке проводится проверка «тех же самых вопросов».
«Конкретизируя в законопроекте права налогоплательщиков, эти права не сузили, хотя и не расширили, -- говорит глава экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов. -- Зато для реализации таких прав предложены дополнительные условия». К примеру, сейчас моментом уплаты налога считается предоставление в банк платежного документа. Правительство теперь предлагает таким моментом считать предоставление в банк «надлежаще оформленного платежного документа». "Получается, что если человек ошибся в написании собственного ИНН, его можно обвинить в неуплате налога", -- говорит эксперт.
Ирина СКЛЯРОВА