|
|
N°165, 08 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политическая топливная лихорадка
Евросоюз пытается бороться с энергетическим кризисом
Представители крупнейших стран -- потребителей нефти продолжают ломать голову над тем, как обеспечить стабильность на энергетическом рынке. Европейский союз вчера принял антикризисный план, в котором в качестве основных положений отмечается развитие энергосберегающих технологий, стимулирование инвестиций в нефтепереработку, а также замена традиционных источников энергии на альтернативные.
Продолжающийся в течение последних двух лет неуклонный рост цен на нефть заставляет потребителей все чаще задумываться о собственной энергетической безопасности. Впрочем, впервые эта проблема встала перед развитыми странами еще в середине 70-х, когда цены на нефть достигали рекордных отметок, сопоставимых с нынешним уровнем, что привело к серьезному экономическому кризису. Однако эксперты отмечают, что мир извлек уроки из сложившейся тогда ситуации, и именно благодаря развитию энергосберегающих технологий нынешние цены не оказывают на развитие экономики столь существенного влияния, как 30 лет назад.
Однако потребители не намерены останавливаться на достигнутом. На проходящей в Страсбурге сессии Европарламента комиссар Еврокомиссии по энергетики Андрис Пиебалгс представил план дальнейшей работы для обеспечения стабильности на рынке. Как передает ИТАР-ТАСС, основная ставка в документе сделана на сокращение спроса на нефтепродукты в результате развития энергосберегающих технологий: к 2020 году Евросоюз должен сократить на 20% нынешние объемы потребления нефти и газа. Другое стратегическое направление -- стимулирование инвестиций в добычу сырья и его переработку (в частности, предоставление перерабатывающим компаниям налоговых льгот). Кроме того, Евросоюз намерен форсировать развитие альтернативных источников энергии, включая производство энергоносителей из аграрной продукции (спирта). В одном из положений плана также поставлена задача углубления диалога Евросоюза с его стратегическими энергетическими партнерами -- Россией, Норвегией и странами ОПЕК, а также создание постоянного форума с участием этих сторон. Первое заседание состоится в октябре в Берлине.
К аналогичным мерам собирается прибегнуть и Америка. Еще в апреле Джордж Буш представил программу, направленную на сокращение зависимости США от экспорта энергоносителей. Он призвал к строительству новых атомных электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и терминалов для поставки в страну сжиженного природного газа. «Ядерная энергия -- это один из самых безопасных и экологически чистых источников энергии, и нам нужно ее как можно больше здесь, в Америке», -- сказал он. При этом президент отметил, что последняя АЭС в США была построена в 70-е годы, и сейчас на атомных станциях в Штатах вырабатывается лишь 20% всей электроэнергии, в то время как во Франции -- 78%. Джордж Буш не исключал возможности предоставления государственной скидки в размере 4 тыс. долл. каждому покупателю экономичных автомобилей -- т.е. машин, работающих как на бензине, так и на электричестве, а также автомобилей с экологически чистыми дизельными двигателями, которые в Европе уже распространены гораздо шире, чем в Америке. Администрация президента полагает, что это позволит снизить спрос на бензин.
Между тем цены на нефть, перешагнувшие на прошлой неделе отметку в 70 долл. за баррель, несколько снизились и находятся на уровне 65 долл. за баррель. Нефтяные компании постепенно восстанавливают добычу в Мексиканском заливе, которая была практически прекращена после того, как над регионом пронесся ураган «Катрина». До этого в заливе добывалось около 1,5 млн баррелей нефти в сутки -- четверть всего сырья, производимого в Америке. Как передает Bloomberg, сейчас объем добычи находится на уровне 630 тыс. баррелей в сутки, что на 58% ниже обычного. По мнению правительственных экспертов, 90% производства, согласно предварительным оценкам, в течение месяца будет восстановлено. Кроме того, по информации Reuters, начали работу девять из 20 пострадавших в результате урагана НПЗ -- т.е. переработка выросла на 2 млн баррелей нефти в сутки, в результате чего производится около 1 млн баррелей в сутки бензина (это 10% американского рынка топлива).
Впрочем, до окончательного восстановления нефтяной инфраструктуры еще далеко. Как отмечают информационные агентства, дополнительные проблемы возникают из-за отсутствия жилья у работников, разрушенного ураганом, а также из-за отсутствия телекоммуникационных средств.
==================
Ураган "Катрина" может привести к замедлению темпов роста ВВП Америки на 0,5--1 процентный пункт во втором полугодии, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на заявление бюджетного комитета конгресса. Ранее ожидалось, что прирост ВВП страны в этом году составит 3,7%, в 2006 году -- 3,4%. Кроме того, ураган может способствовать сокращению рабочих мест в этом году на 400 тыс. Прогнозируемый от урагана ущерб оказался сейчас несколько ниже предварительных ожиданий из-за уже восстановленной работы нефтяных предприятий в регионе, говорится в заявлении комитета. "Разорение побережья США вряд ли приведет к существенному отклонению экономики от прогнозируемых показателей, -- говорится в обращении бюджетного комитета к законодательным органам США. -- Очевидно, что это отразится на всех отраслях экономики, но влияние не будет непомерно огромным". В то же время вчера сенатор-республиканец Билл Фрист заявил, что на первоначальное восстановление четырех штатов, пострадавших в результате "Катрины", потребуется 100--200 млрд долл. "Окончательный ущерб еще пока никто не знает, так как расходы на восстановление региона еще не осознаны", -- сказал он. ИНТЕРФАКС-АФИ
Иван ГОРДЕЕВ