|
|
N°159, 31 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проколы фискалов
Минюст признал незаконными некоторые приказы Федеральной налоговой службы
На днях Министерство юстиции опубликовало перечень недействительных документов, изданных Федеральной налоговой службой (ФНС). Это документы, не предоставленные на регистрацию и, соответственно, признанные теперь ничтожными. Среди них как довольно безобидные документы, устанавливающие новые формы отчетности, так и весьма принципиальные, регулирующие порядок применения упрощенной системы налогообложения. Правда, ни о каких компенсациях гражданам, которых вышеназванные органы вынуждали выполнять незаконные постановления, речи не идет.
С того момента как Минюст представил перечень не прошедших регистрацию приказов Федеральной налоговой службы, все эти документы фактически не имеют правовой силы. Несколько документов касаются утвержденных фискалами форм отчетности. Незарегистрированными, в частности, оказались формы документов для отчетности сельхозпроизводителей, а также формы отчетности об открытии (закрытии) банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так что те, кого в свое время налоговики оштрафовали за не по форме поданные документы, могут попытаться "отбить" штраф назад.
Не соответствующими законодательству признаны письмо ФНС, определяющее срок ежемесячных платежей по единому социальному налогу, и письмо, регулирующее налогообложение командировочных выплат в валюте. Причем в подвешенном состоянии оказались и сами сотрудники налогового ведомства, которым приказами главы ФНС были повышены зарплаты. Приказ ФНС от 26 января 2005 года об оплате труда лиц, замещающих государственные должности в центральном аппарате, и приказ от 5 февраля 2005 года об оказании материальной помощи работникам территориальных органов ФНС, также оказались в числе незарегистрированных Минюстом.
Но более всего проблем наверняка вызовет признание недействительным письма ФНС России от 8 февраля 2005 года "О применении упрощенной системы налогообложения". Именно на основании этого документа организации получали доступ к «упрощенке», и именно на его основе с этого режима налоговики их снимали. По мнению аналитиков, признание этого нормативного акта не имеющим правовых последствий может вызвать шквал судебных разбирательств с налоговиками. «Вариантов действий в этой ситуации всего два, -- заявил "Времени новостей" адвокат «ФБК-Право» Петр Достовалов. -- Можно пойти в налоговую, а можно пойти в суд. Бывали прецеденты, когда в судах мы выигрывали дела, апеллируя к тому, что нормативные акты недействительны».
Ситуация, когда Минюст отказывается регистрировать нормативные акты налоговиков, весьма распространена. Почему чиновники, нарушив прямые инструкции, не регистрировали исходящие нормативные акты, можно только догадываться. Отчасти по причине внутриведомственных лоббистских влияний, отчасти из опасений, что Минюст документ не пропустит. Ведь в прошлом году Министерство юстиции отказалось регистрировать более 200 документов на основании их плохой проработки и несоответствия требованиям действующего законодательства. И фискалы, не представившие документы на регистрацию в Минюст, не одиноки в своем нарушении. Министерство юстиции ежегодно вылавливает до нескольких сотен нормативных актов, по той или иной причине скрываемых руководством самых различных ведомств от регистрации.
«Правда, зачастую применение не прошедших регистрацию документов не злой умысел, а нерасторопность Минюста при рассмотрении документов, направленных на регистрацию российскими ведомствами, -- считает г-н Достовалов. -- Чиновники этих ведомств в свою очередь торопят события и бегут впереди паровоза, применяя акты, которые находятся в очереди на регистрацию».
Ирина СКЛЯРОВА