|
|
N°158, 30 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Как с немецкими партнерами»
Путин предложил Берлускони дружить газовыми сетями
Опыт российско-германского газового сотрудничества на высшем уровне может быть перенесен в сопредельные страны. Первой в списке стоит Италия. После очередного раунда неформального общения между Владимиром Путиным и его итальянским другом, премьером Сильвио Берлускони, российский президент заявил: «Мы заинтересованы в том, чтобы нашим компаниям, прежде всего «Газпрому», была предоставлена возможность дополнительных инвестиций в итальянский энергетический сектор. Готовы со своей стороны рассмотреть возможность итальянских инвестиций в российскую энергетику так, как мы делаем с немецкими партнерами». Газовое сотрудничество почти всегда является одной из ключевых тем для разговоров президента России с коллегами из стран -- крупных партнеров «Газпрома».
Однако тот факт, что публично хлопотать о пропуске российского монополиста на розничный рынок газа Италии (самый привлекательный по ценам в Европе) Владимир Путин стал именно сейчас, далеко не случаен. Всего три месяца назад в главном итальянском партнере «Газпрома» -- госконцерне ENI -- сменилось руководство. Произошло это при непосредственном участии Сильвио Берлускони, которого прежний глава компании Витторио Минкато, вставший у руля в 1998 году, не устраивал по политическим мотивам. Более того, судя по всему, у этого топ-менеджера совершенно не сложились отношения с новым руководством «Газпрома» в лице председателя правления Алексея Миллера, и российско-итальянское газовое сотрудничество в последние годы по сравнению с концом 1990-х резко сникло. Это отчетливо видно хотя бы из официальной хроники встреч гг. Миллера и Минкато -- за четыре года таковые можно пересчитать по пальцам одной руки. И это при том, что на паритетных условиях с ENI был реализован самый амбициозный совместный проект «Газпрома» -- «Голубой поток». К тому же итальянский концерн сделал ставку на газовые месторождения Казахстана, откуда сырье может попасть на европейские рынки только транзитом через Россию, которая явно не желает создавать себе дополнительную конкуренцию в газовом бизнесе. Это усиливало напряжение в отношениях. Впрочем, вслух о разладе двух гигантов после ухода Рема Вяхирева и в «Газпроме», и в ENI предпочитали не говорить.
В июне на пост главного исполнительного директора ENI был назначен лояльный г-ну Берлускони Паоло Скарони, который до этого возглавлял Enel (главный конкурент ENI на внутреннем энергетическом рынке). В период охлаждения отношений между «Газпромом» и ENI топ-менеджеры российской компании активно заговорили о возможности установить долгосрочные взаимоотношения именно с Enel. С ним связывали и перспективы выхода на розничную торговлю газом в Италии. Нельзя исключать, что препятствием к развитию газпромовского бизнеса в этом направлении была позиция г-на Минкато, тем более что ENI совместно с австрийской OMV контролирует единственный газотранспортный коридор, по которому российский газ может попасть на Апеннины. В конце прошлого года в итальянской прессе активно обсуждалась перспектива участия ENI в покупке «Юганскнефтегаза» (разумеется, в паре с «Газпромом»). Тогда же, кстати, Сильвио Берлускони приезжал с внеочередным частным визитом к Владимиру Путину. Ходили слухи, что 67-летний г-н Минкато согласился участвовать в авантюрной сделке в обмен на гарантии со стороны премьер-министра Италии продления его мандата на посту главы ENI (они истекали в марте 2005 года). Как известно, «Газпром» не купил "Юганскнефтегаз", а г-н Минкато покинул свой пост.
Буквально сразу смена руководства ENI принесла первые плоды в отношениях с «Газпромом». Месяц назад компании продлили долгосрочный контракт на поставку газа на 20 лет. Но главное -- итальянский концерн разрешил российскому партнеру продавать 2 млрд кубометров газа оптовым покупателям на итальянском рынке (до сих пор весь газ «Газпром» продавал ENI на словацко-австрийской границе). Причем оговорена возможность дальнейшего увеличения прямых продаж «Газпрома» крупным потребителям в Италии (см. «Время новостей» от 28 июля).
Заявление Владимира Путина свидетельствует о том, что это далеко не предел и совместный бизнес «Газпрома» с ENI будет развиваться не только в Италии, но и в России. Немецкие компании (E.ON и BASF), которые Владимир Путин приводил в пример, за участие в проекте Северо-Европейского газопровода и доли в газораспределительных проектах в Германии и, возможно, Восточной Европе, станут участниками разработки крупного Южно-Русского месторождения.
От ENI ждут согласия расширять совместно «Голубой поток», чтобы транзитом через Турцию доставлять газ в Южную Европу (Балканы и далее в Италию и Швейцарию). «Италия, безусловно, является одним из самых приоритетных партнеров в этой сфере. Именно с нею мы построили газопровод "Голубой поток», который идет по дну Черного моря в Турцию», -- сказал вчера Владимир Путин, подчеркнув, что обсуждал с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом «возможность строительства второй нитки (газопровода. -- Ред.)».
Какие активы готова предложить ENI российская сторона, пока не ясно. В «Газпроме» категорически отказываются комментировать эту тему. Очевидных проектов для совместной реализации не видно. Разве что в нефтяной сфере, которую газовый монополист собирается активно расширять.
Алексей ГРИВАЧ