|
|
N°153, 23 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как генерал ФСБ президента России опроверг
Сегодня в Москве состоится заседание Совета министров иностранных дел СНГ. Главные дипломаты Содружества обсудят повестку дня и документы, которые предстоит подписать главам государств СНГ на их саммите, который пройдет 26 августа в Казани. Разумеется, будет сегодня обсуждаться и «вечнозеленая» тема -- сотрудничество в противодействии терроризму.
Глава ФСБ Николай Патрушев на днях показал пример такого сотрудничества, рассказав, как его подчиненные оказали содействие узбекским коллегам в расследовании террористической деятельности экстремистов во время событий в Андижане 13 мая с.г. В детали генерал Патрушев не вдавался, тем не менее некоторые из них хорошо известны по данным российских правозащитников. Так, в Иваново в июне по обвинению в мелких правонарушениях были арестованы 14 сотрудников российской фирмы «Ростекс», много лет занимающейся поставкой узбекского хлопка на ивановские трикотажные фабрики. Все они узбеки по национальности, но двое из них имеют российское и киргизское гражданство. И только месяц спустя узбекская генпрокуратура прислала запрос на их выдачу, обвиняя предпринимателей в причастности к андижанским событиям. Узбеков, правда, пока Ташкенту не выдали, без санкции суда третий месяц они содержатся в СИЗО, и дальнейшая их судьба покрыта мраком. Среди узбекских бизнесменов распространена версия, согласно которой в фиаско фирмы «Ростекс» может быть заинтересована влиятельная бизнеследи Узбекистана, дочь президента страны Гульнара Каримова, стремящаяся взять под свой контроль экспорт узбекского хлопка.
Не рассказал глава ФСБ и о другом примере «антитеррористического» сотрудничества -- с властями Таджикистана. В апреле с.г. в подмосковном Королеве был похищен и вывезен в Душанбе лидер таджикской Демпартии Махмадрузи Искандаров. На родине оппозиционеру предъявили, в частности, обвинение в террористической деятельности. Искандаров эти обвинения отверг, объясняя их политическими мотивами, и потребовал вернуть его в Москву, чтобы расследовать там обстоятельства его похищения и тайного вывоза в Таджикистан, в причастности к которым он подозревает спецслужбы России. Искандаров обратился в Европейский суд по правам человека с просьбой разобраться в его деле и определить виновных в его похищении на российской территории.
Но все это отдельные истории, касающиеся конкретных личностей, «мешающих жить» властным персонам в некоторых государствах СНГ, а потому обвиненных в террористической деятельности. Гораздо более широкие обобщения в определении источников терроризма сделал на днях другой российский генерал ФСБ, руководитель антитеррористического центра СНГ Борис Мыльников.
«Наибольшая угроза терроризма для стран СНГ исходит с территории Афганистана», -- заявил генерал-полковник, выступая 17 августа на сборе руководящего состава антитеррористических подразделений государств СНГ в казахстанском городе Актау.
Борис Мыльников сообщил, что «обстановка в Афганистане далека от стабильности, а с учетом реакции мусульманского мира на события в Ираке ситуация в этой стране может взорваться в любой момент и, несмотря на предпринимаемые США жесткие меры против «Аль-Каиды» и «Талибана», эти организации продолжают действовать». Подводя итог своему анализу, генерал Мыльников резюмировал: «Афганское общество продолжает балансировать на грани новой гражданской войны, что может вновь обострить ситуацию в центральноазиатском регионе».
А теперь приведем другую цитату. «Сегодня мы отмечаем позитивную динамику стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане... Учитывая завершение активной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства -- члены Шанхайской организации сотрудничества считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания воинских контингентов на территории стран -- членов ШОС». Эти строки из Декларации саммита Шанхайской организации сотрудничества, состоявшегося 5 июля в том же Казахстане, стали мировой геополитической сенсацией. Ведомые Россией и Китаем, страны ШОС фактически потребовали от США вывода военных баз из Узбекистана и Киргизии.
Но, сравнивая аналитические выкладки военных и политиков, сделанных с интервалом в полтора месяца -- «обстановка в Афганистане далека от стабильности» с констатацией «позитивной динамики стабилизации внутриполитической ситуации в Афганистане», невольно приходишь к выводу: кто-то из них заблуждается... Упрекнуть президента России и председателя Китая в том, что они не владеют информацией по Афганистану, я, конечно, не рискну. Понятно же, надо было помочь Каримову избавиться от американцев в Узбекистане. Но как же мог поставить под сомнение аргументацию своего президента генерал-полковник ФСБ Мыльников, я понять не могу. Единственное объяснение этому у меня такое: как раз в то время, когда глава Антитеррористического центра СНГ делал свои заявления, Владимир Путин сидел за штурвалом стратегического бомбардировщика Ту-160 и был недосягаем генералу для «сверки часов» по Афганистану.
Остается надеяться, что в Казани на саммите СНГ все-таки будет внесена ясность, угрожают ли нам террористы из-за хребтов Гиндукуша и не поторопились ли мы выталкивать ненавистного Дядю Сэма из Центральной Азии.
Аркадий Дубнов