|
|
N°152, 22 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Террорист, но не убийца
Американцы не доверили немцам тайны 11 сентября
В пятницу на прошлой неделе высший земельный суд Гамбурга (этот свободный ганзейский город обладает статусом федеральной земли Германии) вынес обвинительный приговор 31-летнему марокканцу Муниру аль-Мутассадику (на снимке). Он осужден на семь лет тюрьмы.
В Гамбурге марокканец учился. Там же нашел себе жену -- принявшую ислам студентку из Санкт-Петербурга. У них двое детей.
Марокканец был другом египтянина Мухаммада аль-Атта, одного из пилотов-смертников, совершивших 11 сентября 2001 года теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Поэтому марокканца тоже подозревали в причастности к этим злодеяниям. Судебное разбирательство в Гамбурге считалось знаковым еще и потому, что стало первым в мире процессом по делу о терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Гамбургская прокуратура, проводившая следствие по данному уголовному делу, в своем заключении сочла вину марокканца доказанной по двум главным пунктам: первый -- участие в террористическом объединении и второй -- пособничество в убийстве свыше трех тысяч человек. По совокупности обоих деяний обвинение требовало от суда для марокканца 15 лет лишения свободы.
Однако приговорили Аль-Мутасаддика только по первому пункту. Он получил семь лет за участие в террористической организации. Судебная коллегия, как отметил ее председатель Эрнст-Райнер Шудт, сочла недостаточными доказательства, представленные по главному пункту обвинения -- пособничество в убийстве. К тому же адвокаты марокканца уже заявили, что все равно подадут кассационную жалобу в вышестоящую судебную инстанцию. Так что ставить точку преждевременно.
Оглашенный приговор араб воспринял хладнокровно. Это ему уже не впервой. Ведь еще в феврале 2003 года тот же самый суд в Гамбурге приговорил его по тому же самому обвинению к 15 годам тюрьмы. Однако высший федеральный суд, куда на опротестование обратилась защита, отменил приговор, отметив недостатки в изложении доказательств. Дело в том, что спецслужбы США, занимающиеся расследованием терактов 11 сентября, отказались предоставить немецким коллегам дополнительную информацию. Эта информация была получена на допросах других членов террористической ячейки, находящихся в тюрьме США.
Американцы заявили, что хотят сами допросить Аль-Мутассадика, и попросили Германию его выдать. Но в соответствии с законодательством ФРГ выдача оказалась невозможной, в том числе потому, что в Америке арабу могла угрожать смертная казнь.
Ко второму судебному процессу, как изъяснился судья Шудт, власти США «милостиво предоставили в распоряжение суда» протоколы некоторых своих допросов. Толку, как выяснилось, от них не оказалось никакого. По заявлению суда, они не обладали доказательной силой ни в ту ни в другую сторону. Это были «отдельные, не связанные отрывки высказываний, проверить истинность которых было невозможно». Непонятно было и то, как американцы допрашивали своих заключенных: с применением пыток или в милой беседе. Г-н Шудт раскритиковал подход американских чиновников к сотрудничеству с немецкими органами юстиции в этом судебном деле, назвав этот опыт трагедией. Поэтому суд опирался лишь на те данные, которые подтверждались иными источниками.
Несмотря на все эти сложности, федеральный министр внутренних дел Отто Шили назвал приговор ясным сигналом решимости правового государства в борьбе против терроризма: «Террористы в нашей стране не останутся безнаказанными».
Юрий ШПАКОВ, Берлин