|
|
N°152, 22 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Пронесло, Господи!"
Президент открыл тоннель на самом опасном участке дороги от Сочи к Красной Поляне
В минувшую пятницу в Сочи открыли самый длинный в стране автомобильный тоннель -- последнее сооружение теперь уже полностью реконструированной трассы, соединяющей побережье с высокогорным поселком Красная Поляна. В церемонии открытия тоннеля принял участие президент России Владимир Путин.
Можно говорить, что с 19 августа 2005 года Красную Поляну и центр Сочи связывает совершенно новая дорога. Старый путь протяженностью 56 км был проложен российскими рабочими и турецкими военнопленными еще в XIX веке. Новая дорога получилась на 14 км короче.
Тоннель был пробит в горе, чтобы обойти самый опасный участок старого шоссе, который местные жители называли «Пронеси Господи!». Узкая и извилистая проезжая часть проходила по карнизу, вырубленному в скале. С одной стороны -- обрыв, с другой -- отвесная стена, с которой на дорогу постоянно падали камни. Сорвавшись с 400-метровой высоты, они прошивали машины насквозь. Каждый год здесь погибали люди. Тоннель, как надеются в Сочи, решил эту проблему навсегда. Дорога в Красную Поляну стала безопасной, комфортной и быстрой.
Длина тоннеля -- 2580 м. Со стороны моря его пробивали специалисты ЗАО «Южная горно-строительная компания», со стороны гор -- ООО «Тоннельный отряд-44». Работы начались в конце 1998 года, в августе 2002 года произошла сбойка тоннеля, потом закончились средства, и более двух лет стройка была заморожена. В 2004 году финансирование возобновилось. Достраивали тоннель ударными темпами.
Выступая на церемонии открытия тоннеля, Владимир Путин отметил, что дорога в Красную Поляну соединяет с Сочи всего пять поселков с населением чуть больше пяти тысяч человек. Но строился тоннель, который обошелся государству почти в 3 млрд руб., конечно же, на перспективу -- в расчете на то, что новая дорога «станет очень важным инфраструктурным звеном в развитии экономики региона». Теперь здесь принципиально по-новому могут развиваться и туризм, и горнолыжный спорт, подчеркнул президент.
В конце своей непродолжительной речи Владимир Путин обратил внимание присутствовавших на этой церемонии руководителей Министерства транспорта России на то, что в стране есть и другие долгострои, которые можно отнести к таким же важным, как краснополянский тоннель, инфраструктурным проектам: 12 мостов, сооружение которых тянется уже 20 лет, автодороги Москва--Дон и Чита--Хабаровск. По мнению президента, их строительство должно быть завершено в ближайшие три года.
Особый восторг у сочинцев вызвали слова Владимира Путина о необходимости завершить к 2010 году строительство и объездной дороги вокруг центра курорта, уже задыхающегося от автомобильных пробок, которые постоянно образуются в ключевых местах.
Тех, кто пришел на церемонию открытия тоннеля, впечатлило то, как президент прибыл на место торжеств. Все происходило у портала со стороны гор, и толпа ожидала, что из тоннеля вылетит президентский кортеж, составленный, как обычно, из черных лимузинов. Но около пяти часов вечера (а ждали люди с двух часов дня) из тоннеля тихо выехала старенькая, 1956 года выпуска, но хорошо отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 с регистрационным номером P001ВВ.99 rus. Из машины вышел водитель, и все увидели, что это... Путин!
«Волгу» сразу узнали только столичные журналисты, разглядывавшие ее еще весной в резиденции президента в Ново-Огареве (Путин катал на ней гостившего у него Джорджа Буша). Как попала приобретенная президентом машина в Сочи, доехала ли своим ходом или была привезена самолетом, неизвестно. Неизвестно и то, откуда Владимир Путин вел свою машину к новому тоннелю: от самой ли сочинской резиденции «Бочаров ручей» или от аэропорта в Адлере. Скорее всего из «Бочарова ручья» президент долетел на вертолете до аэропорта, там сел за руль ожидавшей его «Волги» и приехал к тоннелю, до которого от аэропорта меньше 20 км. В то, что Владимир Путин без милицейского сопровождения продирался на своем раритете сквозь пробки в самое пиковое время через весь центр Сочи -- от «Бочарова ручья» ему пришлось бы проехать около 60 км, -- верится с большим трудом. К тому же никаких объездных путей на курорте пока нет, дорога всего одна.
После церемонии открытия тоннеля шоу с «Волгой» продолжилось: Владимир Путин снова сел за руль своего авто, рядом с ним на пассажирском кресле устроился губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, а сзади расположились министр транспорта Игорь Левитин и мэр Сочи Виктор Колодяжный. И все поехали в Красную Поляну. Кстати, это был первый случай, когда Владимир Путин прибыл в Красную Поляну не по воздуху. Но обратно в Сочи он улетел все-таки на вертолете.
В горах, у начала пока единственной в окрестностях Красной Поляны канатной дороги, президент пообщался с отдыхающими. Особенно повезло пожилой учительнице школы №49 города Орска Оренбургской области, попросившей Владимира Путина помочь с ремонтом школьного здания. Глава государства пообещал посодействовать.
Интересно, что в течение всего дня Владимир Путин публично ни словом не обмолвился о связи открытия нового тоннеля и притязаний Сочи на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Но во всех комментариях к церемонии пуска тоннеля в эксплуатацию об этой связи говорилось много. Мол, новый тоннель -- первый олимпийский объект, решающий транспортную проблему. Однако вести речь об Олимпиаде пока преждевременно. Дело в том, что пропускная способность обновленного Краснополянского шоссе, и это прозвучало в выступлении президента, всего 3,5 тыс. единиц транспорта в сутки в одном направлении. Это значительно меньше того потока, который, например, устремился в минувшие выходные в подмосковный город Жуковский на авиасалон МАКС-2005. На Олимпиаду, надо полагать, поедет людей еще больше. Но в отличие от Жуковского, к которому можно было доехать еще и на электричке, в Красную Поляну ведет только одна автомобильная дорога.
Игорь ГЛАНИН, Сочи