|
|
N°151, 19 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турецкая новостройка
Впервые элита будет гоняться в Стамбуле
Трехнедельный отпуск «Формулы-1» закончился. Гонщикам предстоит жаркий финишный отрезок чемпионата, где каждый будет решать собственные задачи. По иронии первую после каникул гонку команды проведут в Турции, рае отпускников, славящейся своими курортами.
Идея обзавестись собственной трассой, способной принять гонки «Формулы-1», в Турции родилась не так давно -- предварительные переговоры о возможности проведения Гран-при Турции с Берни Экклстоуном были проведены в 2003 году. Получив положительный ответ от хозяина королевских гонок, организаторы с присущей потомкам янычар горячностью взялись за дело. Проект нового автодрома был поручен самому известному дизайнеру гоночных трасс Герману Тильке, автору всех последних новостроек в «Формуле-1». Под автодром выделили участок земли в районе Тузла, на окраине азиатской части Стамбула. Подрядчиком строительства выступила компания «Эврен», а финансирование работ -- около 80 млн долл. -- осуществлялось Стамбульской торговой палатой и Союзом палат и торговых бирж Турции.
Как умеют строить турки, хорошо известно в России -- практически ни одна крупная стройка сегодня не обходится без строителей из этой страны. Однако в конце прошлого года, когда готовность автодрома «Истамбул спидпарк» оценивалась в 80%, неожиданно возникли финансовые проблемы, к счастью, быстро решенные правительством Турции. Окончательно все опасения за судьбу Гран-при Турции отпали, когда в июле комиссия во главе с Берни Экклстоуном приняла автодром под ключ, выдав оценку «лучший в мире».
Что же собой представляют гонки по-турецки? Вписанная в довольно холмистую местность трасса сразу поражает перепадом высот, достигающим 43 м. Особенно захватывающим должен стать подъем, начинающийся за первым почти слепым поворотом после стартовой прямой. Легко представить, какая рубка здесь начнется в стартовой суматохе. Еще одна отличительная черта новинки -- отсутствие длинных прямых участков. Но, несмотря на это, трасса все равно остается довольно быстрой -- большинство поворотов на ней скоростные. К тому же в Турции машинам придется двигаться против часовой стрелки, как в Бразилии и Монце, что создает пилотам дополнительные трудности в освоении трассы. Оценить реальные характеристики автодрома пока не удалось никому из действующих гонщиков. До начала Гран-при в Стамбуле побывали только Дженсон Баттон, Марк Уэббер и Дэвид Култхард, но и их визит был больше представительским.
По словам Кими Райкконена, к предстоящей гонке он готовится, изучая трассу на компьютерном симуляторе. Победа в Венгрии и провальное выступление главного соперника в борьбе за чемпионский титул Фернандо Алонсо придала финскому гонщику уверенность. «Нас ждет шесть гонок, в борьбе за победу в которых будет разыграно еще 60 очков, так что битва только начинается», -- заверил своих поклонников Кими. Недаром всезнающие английские букмекеры расценивают пилота «Макларена» как фаворита в турецкой гонке.
В «Рено» серьезно отнеслись к вновь возникшей опасности со стороны Райкконена. Похоже, что Алонсо финиш чемпионата проведет, наступив на горло собственной песне и отказавшись от своей остроатакующей манеры езды. В нынешней ситуации от него уже не требуется побеждать в каждой гонке. Наоборот, испанцу нужно лишь регулярно финишировать в очковой зоне, предоставляя сопернику право рисковать и совершать ошибки. «Ориентируясь на детальную карту трассы, мы строим математическую модель поведения машины, оптимальную трехмерную траекторию, под которую ищем возможные настройки шасси и мотора, распределение веса и конфигурацию систем, -- делится секретами подготовки к новому Гран-при Пэт Симондс, главный инженер «Рено». -- После этого можно работать с компьютерной имитацией Гран-при, инженеры получают примерную картину происходящего, но все же полностью полагаться на математику нельзя, иначе можно допустить серьезную ошибку, которую не исправишь на трассе».
За три недели, что прошли после последнего старта в Венгрии, пилоты успели соскучиться по работе. Даже прославленный ветеран Михаэль Шумахер рвется в бой, несмотря на неудачно складывающийся сезон. «После перерыва особенно хочется вернуться к гонкам, -- сказал Михаэль. -- Небольшие каникулы, возможно, некоторым были просто необходимы, но, будь у меня выбор, я бы от них отказался». Новая трасса показалась семикратному чемпиону довольно интересной, но от прогноза, как завершится первый турецкий Гран-при, он уклонился. Многолетний партнер Шумахера Рубенс Баррикелло сейчас хранит обиженное молчание -- слухи о том, что «Феррари» хочет избавиться от бразильца, оказались верными.
Но без работы в следующем сезоне Баррикелло не остался: гонщик уже заключил контракт с БАР. По словам исполнительного директора команды Ника Фрая, кандидатура Баррикелло одобрена лично Дженсоном Баттоном из списка, в который входило еще несколько опытных гонщиков. Интересно, что дальнейшая карьера Рубенса напрямую зависит от нынешнего лидера БАР. Если Дженсон останется в конюшне, Баррикелло опять придется смириться с ролью второго номера. Но если «Уильямс» все-таки настоит на переходе англичанина к себе, то Баррикелло, может быть, впервые окажется лидером команды, обладающей неплохой машиной, с реальными шансами сражаться за самые высокие места. И, право слово, Рубенс давно заслужил, чтобы ему наконец улыбнулась Фортуна.
Дмитрий СИТНИК