|
|
N°151, 19 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Папа Ратци» в своем отечестве
Свой первый заграничный визит Бенедикт ХVI совершил в Германию
Вчера днем Папа Римcкий Бенедикт ХVI прилетел в Германию, где примет участие во Всемирной встрече католической молодежи в Кельне. В родной стране он пробудет до 21 августа -- это первая официальная зарубежная поездка главы католической церкви.
"Великим и прекрасным днем" назвал прибытие Папы президент ФРГ Хорст Келер. "Добро пожаловать на родину, добро пожаловать в Германию", -- сказал президент. Хорст Келер, будучи протестантом по вероисповеданию, указал на "моральный авторитет" Бенедикта ХVI в глазах всех христиан и высоко оценил социальную роль и работу среди молодежи, проводимую римско-католической церковью. В Кельн и соседние города на Рейне прибыли свыше 400 тыс. паломников из почти 200 стран мира. Кульминацией мероприятия станет месса, которую Бенедикт ХVI отслужит в субботу 21 августа на поле Мариенфельд под Кельном, где ожидается присутствие 800 тыс. верующих.
Накануне прибытия Папы Римского обнаружились некоторые германо-ватиканские межгосударственные разночтения. Немецкие власти готовились к «государственному визиту» Бенедикта XVI с подобающими этому случаю протоколом и почестями. Именно поэтому из Берлина на берега Рейна в свою боннскую резиденцию отправился федеральный президент Хорст Келер. Однако Ватикан неожиданно приземлил уровень первого вояжа своего нового понтифика за границу, назвав его «апостольской поездкой». Видимо, святые отцы посчитали неуместными любые политические акты со стороны церкви в период избирательной кампании в ФРГ.
Главное послание, которое «Папа Ратци» (так немцы чаще всего называют своего земляка экс-кардинала Йозефа Ратцингера) привез на свою родную землю, связано с углублением процесса секуляризации и освобождения общества от религиозной опеки. Папа возвращается в «нехристианскую страну», провозгласил популярный гамбургский еженедельник «Шпигель». Такое определение Германии вполне отвечает существующим реалиям: согласно социологическим исследованиям сегодня лишь 32% немцев верят в авторитет церквей. Лишь 36% заявили, что доверяют Папе Римскому лично.
Среди немцев все большую популярность приобретает некий «духовный коктейль», который позволяет, например, смешивать христианскую веру в воскрешение мертвых с буддистским переселением душ. Для бывшего «бронированного кардинала» (так прежде в Германии за его воинственный консерватизм называли Бенедикта XVI) эти новые веяния являются серьезным вызовом. Ему приходится искать убедительные ответы на новые религиозные моды среди европейской паствы.
Пустеющие храмы, хроническая нехватка священников и отсутствие внутрикатолического единства в их среде -- вот важнейшие проблемы, с которыми приходится сталкиваться Ватикану в Германии и других странах Европы. Давний соратник Бенедикта мюнхенский философ Ойген Бизер уверен, что нынешний Папа из Германии должен изменить церковь -- и непременно совершит это: «Исходя из этой цели ему будет необходимо прийти к настоящим инновациям, иначе с современной ситуацией в мире ему не справиться».
Одна из главных организационных забот главы Ватикана, как отмечают местные обозреватели, состоит в том, чтобы не съехать при этом до имиджа католического «шоумена». Папа Римский уже присматривается к новой для себя роли вселенского католического реформатора. В Германии, на родине протестантизма, ему предстоит обнародовать свое архипастырское послание в отношении экуменизма, то есть стремления к межконфессиональному единству всех христиан. Немцы-христиане довольно чувствительно реагируют на обозначившиеся тенденции несколько большей, чем прежде, открытости в отношении православия -- как со стороны самого Бенедикта, так и всей католической церкви.
Юрий ШПАКОВ, Берлин