|
|
N°149, 17 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тариф не удался
Суд запретил «дочке» МТС штрафовать неверных абонентов
Один из тарифных планов компании «Мобильные телесистемы» оказался под пристальным вниманием «Роспотребнадзора». «Дочка» сотового оператора -- ЗАО "Уралтел", предоставляющее услуги мобильной связи под торговой маркой МТС с 2004 года, -- привлечена к административной ответственности за незаконное взимание штрафов со своих абонентов. Делала она это в соответствии с федеральной программой МТС «Скидка 15% на местные и мобильные вызовы». С апреля прошлого года абонентам контрактных тарифов МТС предлагается воспользоваться 15-процентной скидкой на услуги связи в обмен на обещание верности оператору. Однако если абонент изменит оператору, то с него согласно договору взыскивается от 40 до 650 долл. без НДС. Постановление территориального управления «Роспотребнадзора» предписывает «Уралтелу» исключить из договоров с абонентами условие о единовременной денежной выплате, прекратить взыскание таких выплат и известить абонентов об освобождении от обязанности платить «отступные» в случае расторжения договоров на обслуживание. Арбитражный суд Свердловской области признал предписание «Роспотребнадзора» законным. Хотя документ имеет законную силу только в Уральском регионе, решение суда, как считают юристы, вполне может полностью разрушить тарифный план крупнейшего федерального оператора мобильной связи.
При заключении контракта абонент расписывается в том, что ознакомился с «условиями предоставления скидки 15% на местные и мобильные вызовы», и с этого момента становится лояльным клиентом МТС как минимум на год.
Смысл программы "скидка в обмен на лояльность" очевиден. Компания МТС ведет агрессивную маркетинговую политику привлечения новых абонентов, предлагая разнообразные подарки ("10 долларов не лишние!") и новые контракты "Джинс" за треть цены, которая после заключения контракта оказывается на балансе абонента. При этом МТС стремится "зафиксировать" существующих абонентов и не допустить их перехода ни на более привлекательные тарифы, ни тем более к конкуренту. Система скидок и штрафов служит эффективным сдерживающим фактором, который сводит на нет потенциальную экономию абонента от перехода на другой тариф.
Разумеется, никто не заставляет абонента подписывать такое обязательство силой. Однако несколько страниц запутанных разъяснений, в которых обусловлена выплата абонентом неустойки в случае досрочного расторжения контракта, мало кто читает. В результате абонент попадает в классическую ситуацию, обозначаемую формулой «вход рубль, выход -- два». Именно штрафные выплаты вызвали многочисленные жалобы "неверных" абонентов с последующим рассмотрением дела в «Роспотребнадзоре» и арбитражном суде Свердловской области.
Впрочем, официальные представители МТС категорически не согласны с термином "штраф" -- они настаивают на формулировке "единовременная денежная выплата". «Мы хотели бы подчеркнуть, что МТС никак не ограничивает законные права абонентов, -- говорит директор департамента по связям с общественностью компании Павел Нефедов. -- Единовременная денежная выплата, о которой идет речь, не является штрафом, иначе это противоречило бы статье 32 федерального закона "О защите прав потребителей". МТС предоставляет абонентам возможность пользоваться услугами сотовой связи со скидкой. Скидка дается на определенных условиях, которые опубликованы и содержат исчерпывающую информацию обо всех особенностях предоставления льготной тарификации. Подписывая заявление установленной формы, абонент соглашается на эти правила. Считаем эти условия справедливыми и не планируем изменять текст договора. Возможно, компания подготовит дополнение, носящее разъяснительный характер, но не изменяющее условия предоставления скидки».
Однако юристы придерживаются иной точки зрения. Доктор юридических наук, профессор, адвокат Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Александр Арутюнов утверждает, что потребитель имеет право на расторжение договора в любой момент. «В данном случае права потребителя определенным образом ущемляются и можно говорить о том, что дополнительные условия контракта нарушают закон "О защите прав потребителей", ---- говорит он. -- Будет ли решение свердловского суда приниматься к сведению при рассмотрении аналогичных исков? Скорее всего будет. В России не прецедентное право, но существующая практика позволяет сделать такое предположение. Дело даже не в уральском прецеденте. Другие суды сами в состоянии увидеть фактическое нарушение прав потребителя и принять самостоятельное решение».
Тем не менее г-н Нефедов сообщил, что МТС подала кассационную жалобу, а потому считает, что «окончательного решения по данному спору нет».
Сергей ПОТРЕСОВ