Время новостей
     N°147, 15 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2005
Простота лучше воровства
Министерство экономического развития облегчит процесс приватизации предприятий
На одном из недавних заседаний правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф отчитывался о ходе приватизации. И честно признал: приватизация идет крайне медленно из-за ведомственного сопротивления. профильные министерства ни за что не хотят расставаться с "профильными" федеральными государственными унитарными предприятиями -- порой несмотря на их вопиющую неэффективность.

Но кроме внутриведомственной борьбы, МЭРТ пытается придать новый импульс росту негосударственного сектора экономики с помощью законодательных решений -- в министерстве решили существенно поправить приватизационное законодательство.

Подготовленные Минэкономразвития поправки в закон о приватизации существенно изменяют привычный порядок вещей. Правда, коснутся эти изменения в основном продажи так называемого «неликвида»: мизерных госпакетов акций или не представляющих никакой ценности предприятий.

Как рассказала «Времени новостей» начальник отдела управления государственным имуществом МЭРТ Ольга Соколова, «для имущества, которое может быть продано за деньги, ничего лучше открытого аукциона не придумаешь». А в том, что такие продажи, как было в случае, например, с нефтяной компанией «Славнефть», не приносят ожидаемых доходов, виноват не закон, а внешние обстоятельства. В сентябре по плану законопроект поступит в правительство.

Действующий закон о приватизации (принят в декабре 2001 года) был в значительной степени продуктом компромисса, из-за чего расходы на подготовку к приватизации зачастую превышают потенциальную выгоду. Поправки, насколько это возможно, упрощают процедуру на всех этапах приватизации. «Приватизация ведь преследует не только фискальную, но и структурную цель», -- поясняет г-жа Соколова, «масштабы госсектора значительно превышают возможности государства по части управления. Да и эффективное управление собственностью силами чиновников -- это в принципе утопия».

Так, согласовывать конкретные объекты, подлежащие приватизации, с другими ведомствами придется только в том случае, если они принадлежат им по принципу подведомственности. «Свежесозданные» акционерные общества (государственные унитарные предприятия перед приватизацией должны быть преобразованы в АО), если их не успеют приватизировать в течение одного года, могут быть проданы и на следующий год без включения в официальную программу приватизации.

Если балансовая стоимость предприятия не превышает 100 тыс. руб., то его вообще не надо будет акционировать перед продажей. Оно может продаваться как имущественный комплекс (юридическое лицо будет ликвидировано) либо как общество с ограниченной ответственностью. Принадлежащие государству единичные акции и очень мелкие пакеты, не котирующиеся на рынке, можно будет продавать на бирже, без независимой оценки и неудачной попытки продать их на аукционе.

Также поправки вводят так называемый «голландский аукцион» (торги с понижением цены предложения). Такая форма действует и сейчас, однако она значительно растянута во времени. Теперь же такой аукцион будет проводиться «с голоса» в течение одной торговой сессии. И все участники, глядя друг другу глаза в глаза, могут принять в нем участие.

Кроме того, отменяется понятие нормативной цены. Это был уникальный институт, призванный ввести ограничения для продавца, то есть для Российского фонда федерального имущества, в установлении начальной цены. Но эта идея, по мнению экспертов Министерства экономического развития, была неудачно реализована. Тем более начальная цена торгов всегда устанавливается с учетом рыночной оценки.

Большим достижением авторы поправок считают введение условия обязательного публикования информации не просто в средствах массовой информации, а в общедоступных» СМИ. По действующему закону информацию также необходимо обнародовать. Но зачастую она печатается в специализированных журналах с таким маленьким тиражом, что узнать об этом практически невозможно. Кроме того, сейчас по закону обязанность публиковать программу приватизации относится только к федеральному уровню. Теперь и субъекты, и муниципалитеты обязаны будут сделать эту информацию доступной для всех желающих.

Вера СИТНИНА