|
|
N°144, 10 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суеверный рейтинг
Standard & Poor's разделил «Газпром» и государство
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's официально ответило на «наиболее часто задаваемые вопросы» о кредитоспособности «Газпрома». В опубликованном вчера отчете говорится, что эксперты S&P «до сих пор не находили признаков существенной государственной поддержки газового холдинга». Более того, «несмотря на масштаб «Газпрома» и его значимость для российской экономики, долгосрочные планы и стратегические задачи правительства в отношении этой компании далеко не прозрачны, судя по всему, эти вопросы вызывают в правительстве споры и разногласия, что усиливает финансовые риски компании».
Тем не менее приобретение государством прямого акционерного контроля над монополией может улучшить ее кредитный рейтинг в краткосрочной перспективе. S&P допускает возможность его повышения «на одну или две ступеньки в течение года». Правда, это будет во многом зависеть от того, как «Газпром» распорядится 7,1 млрд долл., которые правительство должно ему выплатить за 10,74% акций. К примеру, «Сибнефть», которую концерн, по слухам, намерен приобрести в том числе за счет этих средств, агентство считает «достаточно дорогостоящей покупкой».
На сегодня Standard & Poor's оценивает кредитоспособность крупнейшего корпоративного заемщика из России на уровне BB- с позитивным прогнозом. При этом суверенный рейтинг РФ на три ступеньки выше: по обязательствам в иностранной валюте -- ВВВ- (стабильный/А-3), по обязательствам в национальной валюте -- ВВВ (стабильный/А-3). Вопросы по поводу расхождения рейтингов главной компании страны и ее основного акционера и стали поводом для подготовки и публикации отчета агентства.
«Рейтинги «Газпрома» всегда основывались на собственных характеристиках кредитоспособности этой компании», -- сообщает S&P. А действия государства, например «неблагоприятное регулирование (внутренних. -- Ред.) цен и неясность его экономической политики» в отношении «Газпрома», негативно отражаются на кредитоспособности газового холдинга.
К факторам риска авторы отчета относят и политическую обстановку вокруг компании: «Борьба влиятельных заинтересованных групп за «Газпром» может увеличить кредитный риск». С отменой сделки по слиянию с «Роснефтью», что стало наиболее очевидным проявлением этой борьбы, противостояние не прекратилось, а просто вернулось в непубличную сферу. Но при этом очевидно, что по мере приближения 2008 года «конкурирующие фирмы» во власти будут соперничать все более ожесточенно.
По мнению рейтингового агентства, «государство заинтересовано прежде всего в том, чтобы «Газпром» бесперебойно работал и инвестировал в свою основную деятельность, а вопрос о его способности своевременно и полностью исполнять долговые обязательства не является для него приоритетным». «Случись у «Газпрома» финансовые неурядицы, обычные кредиторы могли бы оказаться в менее выгодном положении по сравнению с заинтересованными элитными группами», -- говорится в отчете. А если правительство и сочтет необходимым помочь «Газпрому» в случае дефолта, властям придется туго. Слишком велик газовый монополист и слишком уж сильно российская экономика зависит от него в частности и нефтегазового сектора в целом.
«Автономные» кредитные характеристики «Газпрома» S&P оценил очень критично. Фактически агентство открыто заявило о том, что вся надежность концерна держится на хорошей конъюнктуре на мировых рынках. В качестве примера приводится тот факт, что в 2004 году отношение операционного денежного потока до изменения в оборотном капитале (FFO) к совокупной задолженности составило у «Газпрома» всего 30%, а у ЛУКОЙЛа (рейтинг ВВ, прогноз позитивный) -- 143%. Сам монополист умудрялся генерировать отрицательный денежный поток (около 1 млрд долл.) даже в очень благоприятные 2003 и 2004 годы. Все это в совокупности с сомнительными вложениями в электроэнергетику (в прошлом году «Газпром» потратил на эти цели около 2 млрд долл.) и слабой эффективностью в корпоративном управлении негативно влияет на кредитный рейтинг компании.
Алексей ГРИВАЧ