Война, в которой было впервые использовано невиданное по силе оружие, продолжалась на Земле недолго, всего четыре дня, с 6 по 9 августа 1945 года. Обычно, правда, об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки говорят в других терминах. Скорее всего потому, что вторая мировая, в которой почти шесть лет применялись порох, тротил и иные традиционные взрывчатые вещества, считается последней большой войной доядерной эры. Тем не менее для завершающего аккорда этой всемирной бойни были использованы средства уже другой эпохи.
В 1945 году атомное оружие не столько выиграло, сколько окончило войну на Тихом океане. Принято считать, что Япония к тому моменту была уже практически добита, исход был предрешен, а поражение империи Хирохито было лишь делом времени. Впрочем, в Вашингтоне тогда считали, что с помощью новой бомбы можно приблизить это время и уменьшить количество жертв среди американских солдат.
Приходится цинично признавать, что в военном отношении атомная бомбардировка Японии полностью оправдалась. США воевали на тихоокеанском театре военных действий долго и тяжело. Для примера, сражение за небольшой остров Гуадалканал в архипелаге Соломоновых островов близ Новой Гвинеи продолжалось несколько месяцев, с августа 1942 года по январь 1943 года. В битве за маленькую Окинаву (апрель--июнь 1945 года) участвовало более полумиллиона американских солдат. Сколько сил пришлось бы потратить США на захват четырех больших островов Японии, можно только предполагать. Но исход войны решили два самолета B-29 и две бомбы. Через несколько дней правительство Токио заявило о готовности капитулировать, а 2 сентября на авианосце «Миссури» была подписана капитуляция Японии.
Администрацию Трумэна сейчас обычно обвиняют в том, что удары по Хиросиме и Нагасаки были излишней и бессмысленной жестокостью, направленной не столько против военной машины Японии, сколько против мирного населения. По мнению экспертов, бомбардировки имели не столько военную, сколько политическую задачу: показать Москве новую мощь Америки. Ну и, конечно, военные использовали эти атаки для получения уникальных экспериментальных данных: новую бомбу проверили в реальных боевых условиях.
Эти обвинения имеют право на существование. Наверняка Трумэн -- живи он в наше время -- не отдал бы приказа о бомбардировке, если бы знал столько же, сколько сейчас об атомном оружии, о радиоактивном поражении, об угрозе ядерной зимы знает любой старшеклассник. А в 1945 году атомная атака Японии воспринималась, по-видимому, гораздо спокойнее. Сбрасывая новые бомбы над Хиросимой и Нагасаки, никто не думал о том, что так можно и разрушать миры. К сожалению, ни общество, ни политики, ни генералы, привыкшие к многолетней войне, тогда просто не могли понять, что атомное оружие отличается от обычных бомб куда больше, чем пулемет от лука со стрелами. В Белом Доме и Пентагоне полагали, что у них теперь есть лучшее оружие в мире, которое надо применять точно так же, как и обычную взрывчатку.
Сама по себе ковровая бомбардировка вражеских городов во второй мировой войне была, если так можно выразиться, стандартным и общепринятым способом нанесения материального ущерба противнику, который применяли все воевавшие стороны. Гитлеровцы в 1939 громили с воздуха Варшаву, начали нападение на Советский Союз с налетов на крупные города, позже терроризировали Британию бомбежками Лондона и Ковентри. Союзники, достигнув перевеса в воздухе, прославились тем, что стерли с лица земли Дрезден, Кельн, Магдебург, Ганновер и еще десятки населенных пунктов Германии.
На этом фоне уничтожение Хиросимы и Нагасаки не смотрится чем-то из ряда вон выходящим. Понятно, что при налете бомбардировщиков на крупный промышленный центр врага уничтожаются не только военные заводы и фабрики. Гибнут и люди, но подобные потери гражданского населения во второй мировой войне, увы, рассматривались как неизбежные издержки. Потом, лет через двадцать после окончания второй мировой, когда изменилось отношение к человеческой жизни и на атомную бомбардировку Японии многие стали смотреть как на преступление против человечности, Британии припомнили и тот же Кельн, который после авианалетов выглядел точно так же, как Сталинград зимой 1942 года. Но в наше время, когда общественное мнение признает, что важно не только выиграть войну, но и победить при этом цивилизованными методами, ковровые бомбардировки стали считаться слишком жестокими.
О том, что радиация небезвредна для здоровья, к 1945 году тоже в принципе знали. Хорошо известны были факты лучевых ожогов, знали и о том, что при работе с радиоактивными элементами требуется особая осторожность. Однако до Хиросимы с радиацией сталкивались лишь физики, изучавшие уран, радий и плутоний. За пределами лабораторий об альфа-частицах и гамма-лучах не знали ничего.
6 августа 1945 года действие сильной радиации впервые было испытано на нескольких сотнях тысяч людей. Напомним, что, когда 16 июля того же года в пустыне Аламогордо проводилось первое атомное испытание, физики и военные имели очень приблизительное представление о том,
что именно случится при неконтролируемой реакции деления атомных ядер. Генералов, к примеру, интересовал в первую очередь разрушительный эффект бомбы (точно предсказать мощность взрыва ученые не могли). Наблюдатели находились в бункере на значительном расстоянии от эпицентра взрыва, иных живых существ в окрестностях не было. Так что перед Хиросимой американцы уже знали, что большая часть города будет разрушена, люди, видимо, погибнут от удара и высокой температуры. Но то, что большинство выживших «хибакуся» обречены страдать от страшных радиоактивных ожогов и лучевой болезни, было лишь теоретической догадкой. А до того, что полномасштабная ядерная война может уничтожить всю жизнь на Земле, додумались лишь через несколько десятилетий.
Наконец, существует известное мнение, что после того как испытание в Аламогордо успешно завершилось, у США уже, по сути, не было выбора, бомбить или не бомбить. Войну с Японией так или иначе пришлось бы продолжать до полной капитуляции Токио, бомба приближала победу и сокращала потери войск. И если бы вдруг Трумэн принял решение отказаться от атомной атаки, его будущее оказалось бы крайне печальным. Президент, жалеющий гражданское население врага и тем самым жертвующий тысячами своих солдат, остался бы в истории с ярлыком предателя, сколько бы мировых войн он бы ни выиграл. Наверное, в любом случае, кто бы ни был на месте Трумэна, «Малыш» и «Толстяк» были бы взорваны.
Много позже, когда мир успел испугаться дикой мощи атомного оружия, Хиросима и Нагасаки стали символом этого ужаса. Абстрактный и далекий ядерный гриб, поднявшийся на полигоне во время испытания, может произвести сильное впечатление на очевидца. Цифры атомных кило- и мегатонн тротилового эквивалента могут что-то сказать человеку, искушенному в физике и взрывотехнике. Но эти картинки и мегатонны абстрактны. Но 140 тысяч погибших в одно мгновение, сразу после взрыва в Хиросиме, и 70 тысяч жертв в Нагасаки, десятки тысяч раненых и обожженных, еще сотни тысяч пострадавших от радиации, умиравших в течение многих лет, ужасают. Возможно, ужасают настолько, чтобы так и не решиться повторять подобное.
Уже следующий масштабный конфликт с участием ядерных держав велся доатомными методами. Война 1950--1953 годов в Корее обошлась без новых Хиросим, хотя в 1951 году Трумэн высказывался о возможности атомных бомбардировок. Впрочем, тогда против этого выступали и в Америке, и в союзной США Британии. В течение десятков лет противостояния Востока и Запада строились многочисленные планы ядерных атак на территорию противника. Но второй ядерной войны так и не случилось. Во многом из-за того, что мир уже видел Хиросиму и Нагасаки после взрыва.
Хиросима и Нагасаки: хроника бомбардировок25 июля 1945 года. Президент США Гарри Трумэн подписывает приказ об атаке Японии с помощью «особых бомб» (так в тексте названы атомные бомбы). Названы четыре потенциальные цели -- Хиросима, Ниигата, Кокура, Нагасаки. Бомбардировка должна произойти после 3 августа.
26 июля -- 5 августа. На американской базе Тиниан (Марианские острова в Тихом океане) происходит сборка урановой бомбы «Малыш» и плутониевого заряда «Толстяк».
5 августа. Бомбардировщик B-29 Enola Gay с «Малышом» на борту готов к вылету на Хиросиму.
6 августа, 2 часа 45 минут. Взлет Enola Gay.
6 августа, 9 часов 16 минут. Взрыв «Малыша» на высоте 580 метров над Хиросимой. Его мощность составила около 15 килотонн.
8 августа, 22 часа. «Толстяк» погружен в бомбардировщик B-29 Block's Car.
9 августа, 3 часа 47 минут. Block's Car отправляется в сторону Кокуры.
9 августа, 10 часов 45 минут. Из-за плохой погоды сброс бомбы над Кокурой не удался. Пилот Block's Car Чарльз Свини уходит в сторону Нагасаки.
9 августа, 11 часов 2 минуты. «Толстяк» взорван над Нагасаки на высоте 500 метров. Мощность взрыва -- около 21 килотонны.
Во время бомбардировок и в течение нескольких последующих месяцев в Хиросиме от ожогов, ранений, последствий лучевой болезни погибло до 140 тыс. человек, в Нагасаки -- до 70 тыс. человек. Через пять лет общее количество погибших и умерших от последствий двух атомных ударов достигло 300 тыс. человек. Численность населения городов до бомбардировок: Хиросима -- 350 тыс. человек, Нагасаки -- 270 тыс. человек. Общая численность потерь мирного населения Японии во второй мировой войне -- около 350 тыс. человек.
15 августа. Япония объявляет о готовности капитулировать.