Время новостей
     N°138, 02 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2005
Авиабилеты подешевели на 5%
«Трансаэро» ушла в Интернет
«Трансаэро» стала второй российской авиакомпанией, наладившей продажу билетов через Интернет (первой в нашей стране эту услугу внедрила компания «Сибирь» в октябре прошлого года). Из-за отсталости российских норм бухгалтерского учета «Трансаэро», как и «Сибирь», не смогла полностью отказаться от бумажного билета. Все операции бронирования и оплаты поездки клиент может выполнить через Интернет, однако непосредственно перед отлетом ему все же необходимо явиться в представительство авиакомпании за билетом на стандартном бланке. Настоящий электронный билет «Трансаэро» рассчитывает внедрить к концу 2007 года, да и то если отечественное законодательство к тому времени изменится в нужном направлении. Зато уже сейчас на сайте компании можно бронировать полеты по сложным комбинированным маршрутам, чего не позволяют делать электронные представительства многих ведущих мировых авиаперевозчиков.

Опция электронной покупки билетов появилась на сайте компании несколько дней назад. Ко вчерашнему дню, как рассказала начальник управления бизнес-процессами «Трансаэро» Иллона Горлова, 300 человек зарегистрировались на сайте в качестве потенциальных покупателей, 33 билета были забронированы и оплачены. Правда, только девять из этих билетов попали в руки покупателей. Остальные, по состоянию на вчерашний день, ожидали своих хозяев в офисах «Трансаэро».

Технология электронного бронирования, внедренная «Трансаэро», следует лучшим мировым образцам с неизбежными поправками на российскую специфику. Программное обеспечение предоставила американская компания SITA, управляющая одной из наиболее популярных в мировом авиатранспортном бизнесе систем бронирования авиабилетов GABRIEL. С помощью этого программного обеспечения клиент может забронировать билет на любой из регулярных рейсов «Трансаэро» для себя и сопровождающих лиц (до шести человек на один заказ), а также оплатить его по кредитной карте.

По принятой во всем мире практике после этого данные о бронировании заносятся в базу данных, а клиенту об этом направляется подтверждение по электронной почте. С распечаткой этого подтверждения он и должен явиться на посадку. Компания в результате снижает накладные расходы, в частности за счет отказа от печати бумажного билета.

Российская действительность не позволяет поступить так просто. По действующим у нас нормам бумажный билет необходим в целом ряде ситуаций. Например, для подтверждения командировочных расходов. Чтобы не ставить своих клиентов в неудобное положение, «Трансаэро» все же предусмотрела выписку бумажных билетов. Пассажир по своему выбору может получить его либо в аэропорту перед вылетом, либо заранее -- в местном представительстве компании. Г-жа Горлова сказала, что на полностью безбумажную технологию компания надеется перейти к концу 2007 года. Тогда вступит в силу рекомендация Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о повсеместном внедрении электронного билета. Вполне вероятно, что российское законодательство отразит этот факт.

Тем не менее уже сейчас, по словам г-жи Горловой, продажа через Интернет обходится компании дешевле, чем через традиционные кассы. За счет этого и сами билеты получаются дешевле. В Интернете они стоят на 5% ниже обычных тарифов «Трансаэро».

Михаил КУКУШКИН