|
|
N°136, 29 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поперек батьки
Дмитрию Аяцкову мешают сломать крепкий режим Лукашенко
Сегодня в белорусской столице ожидают прибытия нового российского посла Дмитрия Аяцкова. Сперва его ждали в Минске самолетом вчера поздним вечером. Однако в среду сотрудник российского посольства рассказал, что приезд г-на Аяцкова откладывается на неопределенное время.
Правда, эти слова через несколько часов опроверг МИД России. Представитель ведомства сообщил, что Дмитрий Аяцков прибудет в Минск в ранее оговоренные сроки. Вчера российская сторона заявила, что г-н Аяцков прибудет в Минск утром в пятницу поездом. Эта информация белорусской стороной не опровергается. Более того, якобы прямо сегодня г-н Аяцков вручит свои верительные грамоты.
О назначении Дмитрия Аяцкова послом в Белоруссии стало известно весной, а официальное согласие Минска было получено в начале июля. Переживания по поводу даты приезда российского посла превратились в важную политическую тему из-за критических замечаний, которыми на днях заочно обменялись Дмитрий Аяцков и президент Александр Лукашенко.
Превращение экс-губернатора Саратовской области в российского посла сопровождается громким скандалом. Еще не приступив к исполнению обязанностей в Минске, он весьма двусмысленно высказался в адрес белорусского президента.
По сообщению Интерфакса, на пресс-конференции в Самаре г-н Аяцков произнес буквально следующее: «Трудно сломать режим Лукашенко, очень трудно, он очень крепко стоит на ногах... Конечно, ему нужно в себе преломить главное: Россия -- это Россия, а Белоруссия -- это Белоруссия; Путин -- это Путин, а Лукашенко -- это Лукашенко. И он ни в коем случае не должен дуть щеки, что вот он давно там работает, и кто-то ему там должен быть на посылках». Заодно г-н Аяцков пообещал, что станет последним послом России в Белоруссии -- намекая, по-видимому, на скорое объединение двух стран.
Высказывания нового российского посла Александр Лукашенко прокомментировал во вторник, выступая на совещании по вопросам внутренней и внешней политики. «Вы знаете заявления будущего или, может, не будущего посла России в Белоруссии Дмитрия Аяцкова, его экстравагантные высказывания. Мы с ними разбираемся. Мы сейчас не обладаем информацией: это интерпретация СМИ, или он действительно так говорил. Но тем не менее дыма без огня не бывает», -- сказал президент. Стилистически высказывания белорусского лидера были близки к недавним репликам Аяцкова: они звучали туманно и несколько угрожающе для «может, не будущего» посла.
В четверг начальник отдела пресс-службы белорусского МИДа Мария Ваньшина сказала «Времени новостей»: «Вчера по российским каналам прокрутили фрагменты интервью господина Аяцкова. Оно вызвало у нас немалое удивление... Не припоминается таких случаев, чтобы посол до вручения верительных грамот говорил нечто подобное». По мнению белорусского МИДа, «такие высказывания абсолютно не укладываются в теплые и дружеские отношения между нашими государствами и лидерами наших стран». Тем не менее, по словам белорусского политолога Александра Федуты, «между Белоруссией и Россией нет никакого конфликта в связи с заявлениями Дмитрия Аяцкова».
Несколько иную мысль в беседе с «Временем новостей» развил лидер белорусской Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько: «Аяцков -- политик, а не дипломат. Он непредсказуем, имеет свою точку зрения по любому вопросу и, вероятно, поэтому чем-то напоминает Александра Лукашенко. Белорусскому президенту, думаю, не очень приятно иметь под рукой посла, который по поводу и без будет делать неожиданные заявления. Виктор Черномырдин, например, тоже может высказаться, но за ним стоят связи, финансовые потоки. Дмитрия Аяцкова нельзя назвать политическим тяжеловесом, и я не знаю, чем он может быть полезен для Александра Лукашенко. Но Белоруссия не могла отвергнуть эту кандидатуру, поскольку этот шаг мог бы вызвать сомнения в развитии интеграции, о которой постоянно говорит Минск».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск