|
|
N°135, 28 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерно-дипломатическая игра
Американцы увидели в Ким Чен Ире «председателя»
В Пекине продолжается четвертый раунд шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Вчера делегации США, Японии, Китая, России, Южной и Северной Кореи провели закрытое пленарное заседание, на котором обсудили перспективы переговорного процесса. Россия предложила уже в сентябре возобновить деятельность рабочей группы по выработке мер замораживания и демонтажа ядерных объектов, компенсационной помощи северянам, нормализации отношений между КНДР и США. Но до этого нужно договориться о «пакетном» урегулировании северокорейской ядерной проблемы.
Переговорщики отмечают, что позиции США и КНДР стали более гибкими. Но, как заметил «Времени новостей» директор исследовательских программ Центра современной Кореи при Институте мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Булычев, «осторожный оптимизм -- вещь приятная, но мало на чем основанная». «Идет дипломатическая игра двух стран, которые смягчают свои позиции, не меняя их по существу», -- считает кореевед.
В частности, глава американской делегации помощник госсекретаря Кристофер Хилл вчера впервые назвал северокорейского лидера «председатель Ким Чен Ир», подразумевая, видимо, его пост главы государственного комитета обороны КНДР. Раньше американские чиновники предпочитали именовать северокорейского лидера «тираном» и «диктатором», Смягчены и формулировки требований, предъявляемых США Пхеньяну. Речь идет уже не об «окончательном, контролируемом и необратимом демонтаже» ядерных объектов, а об «эффективной проверке и ликвидации всех ядерных вооружений и программ КНДР», то есть об открытии в КНДР инспекторской миссии. Хотя и это предложение вряд ли понравится страдающим шпиономанией северянам.
Возглавляющий северокорейскую делегацию заместитель министра иностранных дел Ким Ге Гван вновь обусловил отказ Пхеньяна от ядерных программ гарантиями безопасности и отсутствием угрозы со стороны США, а также нормализацией американо-северокорейских отношений по старому принципу «слово на слово и дело на дело», то есть одновременными поэтапными шагами обеих сторон. Комментируя «ВН» предложение северян о вывозе из Южной Кореи американского ядерного оружия, г-н Булычев подчеркнул: «Эта тема муссируется северокорейцами десятилетиями. Доказать отсутствие ядерного оружия американцы могут, лишь допустив северокорейских инспекторов на свои военные базы. КНДР это интересно, но не настолько, чтобы после этого отказаться от ядерного сдерживания».
При этом КНДР совсем неинтересны темы, которые хотят обсуждать американцы, например ракетную программу Пхеньяна и ситуацию с правами человека в «царстве чучхе». Вчера Ким Ге Гван отверг «неприемлемое, лишенное конкретики» предложение США по обеспечению мирного сосуществования двух стран. Токио пытается увязать шестисторонние переговоры с сугубо двусторонней проблемой -- судьбой похищенных северянами в 70--80-е годы японских граждан. Делегация КНДР игнорирует японские запросы.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ