|
|
N°135, 28 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Море как выход
Северо-Западный регион России ждет «экономическое чудо» в конкуренции со странами Балтии
Про страны Балтии в России, точнее, в ее политической элите, принято говорить в негативном ключе. Проблемы неурегулированных границ, нарушения прав русскоязычного меньшинства и попытки получить компенсацию за общее советское прошлое отдаляют государства друг от друга больше, чем любые расстояния. Тем более что расстояния как раз невелики. Однако в экономической сфере наши страны могли бы оказать друг другу значительную поддержку. Тем более что подъем в мировой экономике, а также процессы глобализации привели к тому, что регион оказался в мировых лидерах экономического роста.
Бурный рост в регионе происходит несмотря на то, что страны Балтии являются беднейшими членами Евросоюза. В ближайшие годы можно ожидать сохранения этой тенденции. Дальнейшее экономическое развитие балтийского региона будет во многом определяться состоянием экономик Еворосоюза и России. Такие выводы сделал председатель правления Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей Леонид Григорьев в докладе «Перспективы развития Восточной Балтии».
Польша, Литва, Латвия и Эстония как полноправные члены Евросоюза могут рассчитывать на его долгосрочную поддержку. В отсутствии планирования на длительную перспективу, на взгляд г-на Григорьева, главная проблема российских территорий этого округа -- Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Вологодской областей, а также Санкт-Петербурга. «Нам нужна комплексная программа развития на 20--30 лет, а не на три года, которую еще по полтора года утвердить не могут», -- заявил г-н Григорьев на презентации доклада. Россия слишком велика, чтобы полагаться только на стихийные процессы адаптации.
Развитие стран этого региона можно ускорить при наличии широкой кооперации, поскольку глобальная конкуренция предполагает активные действия как бизнеса, так и государства в повышении эффективности экономики всех соседей. Однако на пути экономического бума встают непреодолимые политические разногласия. На презентации доклада депутат латвийского сейма Янис Урбанович сказал: «Мы отбрасываем много выгодных проектов из-за того, что воюем сегодня».
Однако, убеждены авторы доклада, регионы, имеющие выход к морю, «обречены» на успех. Последние годы ускоренное развитие демонстрируют регионы, примыкающие к двум крупнейшим городам -- Москве и Санкт-Петербургу, а также находящиеся вблизи европейских морей. Все портовые регионы имеют условия, чтобы успешно конкурировать за транзитные грузовые потоки. При этом наибольших успехов добьются обладатели развитой инфраструктуры. Тут, кстати, более дешевая рабочая сила создает определенные конкурентные преимущества для России. С другой стороны, по уровню сервиса российские порты проигрывают прибалтийским.
Впрочем, России следует быть более внимательной к тому, что происходит у нее под боком. Строительство скоростной железнодорожной магистрали вокруг Балтийского моря может пройти по парому Хельсинки--Таллин, минуя даже Санкт-Петербург. «Это один из самых сложных моментов в будущей региональной российской политике», -- полагает Леонид Григорьев. Дело в том, что в экономическом отношении совершенно недостаточно иметь один Петербург с пригородами в качестве объекта туризма. Остаются огромные неиспользованные возможности Карелии, Новгородской и Псковской областей.
«Внутренние споры по промышленной (стыдливо именуемой «структурной») и региональной политике должны строиться вокруг создания российскому бизнесу конкурентных условий работы в балтийском регионе», -- уверены авторы доклада «Перспективы развития Восточной Балтии».
Вера СИТНИНА