Вчера в выставочном зале научно-технического центра «Содружество» Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» совместно с МВД и ФСБ России представило последние разработки специальных технических средств и оружия для борьбы с терроризмом.
Заняться этим новым направлением заставило время: в 60-х годах прошлого века в мире случалось в среднем один-два теракта в год, в 2004 году -- уже полторы тысячи. Поставки спецоружия за рубеж увеличиваются с каждым годом, но их доля в объеме продаж «Рособоронэкспорта» сравнительно невелика -- примерно 1,5%. Продажа деликатного оружия -- дело нелегкое, поскольку всякая сделка требует многочисленных согласований. Чтобы «выпустить» за рубеж, например, какую-то модель подводного пистолета, необходимо постановление правительства.
В 2001 году в структуре «Рособоронэкспорта» было создано подразделение специальных технических средств. Уже в 2002 году оружие и средства с приставкой «спец» поставлялись в 30 стран, в 2004 году -- в 50 стран. Новое направление работы не рассматривается торговцами оружием в качестве большого коммерческого проекта: подразделения антитеррора не столь велики, как армейские, и по цене
спецтехника несравнима с танками, самолетами и системами ПВО. Однако есть устойчивая тенденция роста, ширится география заказов -- это практически все страны Юго-Восточной Азии, две трети государств Арабского Востока, некоторые страны Латинской Америки, -- если, конечно, на покупателя не наложены какие-то международные санкции. Нет нашего спецоружия разве что в странах НАТО -- у них другие стандарты.
«Любой из представленных образцов еще лет 15 назад имел бы гриф «секретно», -- любовно поглаживая металл экзотических пистолетов и автоматов, говорил вчера заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин. Например, автомат для подводной стрельбы не производится больше нигде в мире, заявки на него идут практически со всех концов света от подразделений боевых пловцов -- «морских котиков». Бесшумный пистолет ПСС отличается от зарубежных аналогов тем, что не имеет насадки-глушителя. И подобных образцов, производимых в России, обнадежил г-н Исайкин, более тысячи.
«Мы пользовались лишь армейскими образцами оружия, -- сокрушался президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. -- Внешняя разведка пытались что-то добывать за рубежом. Сейчас в этом нет нужды». Российские производители действительно в состоянии полностью обеспечить контртеррористические подразделения, включая экипировку. Несмотря на то, что каждая операция требует оригинального подбора специфических средств. Наши изделия совсем не уступают зарубежным аналогам, а часто этих аналогов и не имеют. Не говоря уже о стоимости, которая у нашего оружия значительно ниже, и о качестве: если армейские образцы проверяются выборочно, то спецтехника -- вся без исключения. Производитель несет ответственность за каждый образец. Поэтому иностранный заказчик готов ждать и год, и два. Еще одна тонкость: Россия продает такую спецтехнику только государственным спецслужбам, но никак не частным фирмам или «движениям», за которыми могут скрываться террористические организации типа "Аль-Каиды".
Начальник научно-исследовательской лаборатории ФСБ Сергей Медвецкий считает, что особенно актуальны сегодня средства нейтрализации взрывных устройств. Будь то гидродинамические, гидрокумулятивные разрушители или роботы. Еще недавно Россия роботов не производила и закупала за рубежом, по большей части в Ирландии. То же получилось и с взрывозащитными костюмами, которые не уступают лучшим в мире канадским. Чего пока нет и над чем работают наши спецы, так это приборы, которые обнаруживали бы шахида с поясом взрывчатки. Но и они, по уверению специалистов ФСБ, скоро появятся.
Презентацию несколько смазал ветеран «Альфы» г-н Гончаров, сказавший, что спецоружие само по себе хорошо, но террор можно победить только с помощью агентуры -- людей, внедренных в стан террористов. Однако демонстрация в обыкновенном московском дворике передвижной криминалистической взрывотехнической лаборатории и робота, обезвредившего взрывное устройство в кейсе, поставило все на свои места.