|
|
N°134, 27 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Успели ко Дню восстания
Самолет для кубинского лидера готов в Воронеже
Пассажирский лайнер Ил-96-300, собранный Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) для кубинской государственной авиакомпании Cubana de Aviacion, был вчера представлен заказчику. Руководство ВАСО приурочило визит кубинских чиновников в Воронеж к национальному празднику далекой карибской страны. Позавчера, вчера и сегодня там отмечают День национального восстания -- годовщину начала вооруженной борьбы Фиделя Кастро и его сторонников за власть. Директор завода Вячеслав Саликов вспомнил по этому поводу, что в 1972 году Фидель лично посетил предприятие (которое тогда еще не называлось ВАСО). Лайнер, который вчера выкатили из сборочного цеха, будет использоваться наряду с обычными коммерческими перевозками для зарубежных визитов кубинского лидера.
Правда, полетать на нем Фидель и другие граждане Кубы смогут несколько позже. Самолет сначала пройдет заводские испытания, в августе его будут экспонировать на международном авиасалоне МАКС под Москвой, и только в ноябре он пополнит парк Cubana. У кубинской компании сейчас есть один самолет этого типа, который она арендует у компании «Домодедовские авиалинии» вместе с экипажем. Кубинский экипаж Ил-96-300, как рассказал «Времени новостей» бортинженер Педро Родригес, уже подготовлен в России, однако самостоятельно пока не работал. Cubana намеревается использовать новую машину на маршрутах из Гаваны в страны Южной Америки: Чили, Аргентину, Венесуэлу, Колумбию. Применение этого самолета на линии Гавана--Москва не предполагается. На этом маршруте «Аэрофлот» выполняет сейчас полеты (тоже на Ил-96-300) под совместным с Cubana кодом. Кубинцев такое положение дел устраивает.
Контракт, предусматривающий поставку на Кубу двух Ил-96-300, реализован по схеме, которую на ВАСО надеются сделать ключом к возрождению хронически простаивающего завода. Сделка заключена между российской лизинговой компанией «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) и кубинской государственной фирмой Aviaimport SA. ИФК финансирует изготовление машин на ВАСО, акционером которого компания является. Как сообщил «Времени новостей» генеральный директор ИФК Александр Рубцов, сумма сделки по двум самолетам вместе составляет «несколько более 110 млн долл.», 15% из этой суммы кубинцы уже оплатили деньгами. Остальные 85% (94 млн долл.) получены в виде синдицированного кредита российских и иностранных банков под государственные гарантии Российской Федерации. Эту схему привлечения средств под госгарантии ВАСО и ИФК надеются растиражировать в будущем. «Реализацией этого контракта положено начало созданию в России системы экспортного финансирования поставок авиационной техники, развитой в странах основных поставщиков авиатехники (США, Европа и др.)», -- говорится в сообщении, выпущенном пресс-службой ИФК.
Как заявил «Времени новостей» генеральный представитель фирмы Aviaimport в Москве Хосе-Луис Санчес Крус, протокол о финансовых условиях погашения кредита, взятого для покупки двух Ил-96, еще не подписан. Тем не менее, по мнению тов. Санчеса, кубинская сторона, скорее всего, оплатит самолеты «живыми деньгами», а не бартером, что было нормой между Кубой и СССР в прошлом. Представитель Aviaimport не исключил, что после получения и освоения двух лайнеров его фирма сделает ВАСО другие заказы.
Гораздо более пессимистический прогноз по поводу будущих деловых отношений ВАСО с кубинскими клиентами высказал «Времени новостей» один московский чиновник, который по понятным причинам предпочел скрыть свое имя: «Во всех странах, входивших в сферу влияния СССР, события развиваются по одной и той же схеме. Они не платят нам то, что должны. А в определенный момент, после смены режима, сами начинают предъявлять нам финансовые претензии. Думаю, то же самое будет и с Кубой. В таком случае мы просто заберем самолет обратно». Впрочем, политические риски в подобной ситуации всегда приходится держать в голове, а не в контрактах. К тому же пессимистически настроенный чиновник подчеркнул, что сделка все равно выгодна ВАСО и России, так как присутствие Ил-96 на внешнем рынке увеличивает шансы на закупку этой машины другими странами.
Михаил КУКУШКИН, Воронеж