|
|
N°133, 26 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пороховая бочка Украины
Пожар на складе боеприпасов остановил поезда
На Украине вновь рвутся снаряды. Вечером 23 июля на складе боеприпасов под селом Новобогдановка возник пожар, который продолжался более 5 часов. По данным прокуратуры, ЧП могло спровоцировать самовозгорание дымовой мины и пожар сухой травы. Осколки от мин и гранат со склада разлетались на сотни метров. К месту ЧП власти стянули войска, бригады «скорой помощи» и транспорт для возможной эвакуации населения из четырех близлежащих районов - Мелитопольского, Васильевского, Михайловского и Веселовского. Один из жителей Новобогдановки получил осколочное ранение.
По тревоге были подняты все подразделения железных дорог. «Я принял решение на сутки приостановить движение поездов, чтоб не подвергать опасности жизнь пассажиров. Ведь военные сообщили, что взрывы могут продолжаться», -- сообщил вчера «Времени новостей» министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко.
Остановилось движение железнодорожных составов и транспорта по автодороге Симферополь-Харьков. Почти на 20 часов были задержаны 30 поездов из Крыма и столько же - в Крым. Сюжеты новостей с места событий напоминали военную хронику: залы ожидания до отказа набиты пассажирами, дети получают бесплатные сухие пайки.
Теперь Минобороны уверяет, что полностью контролирует ситуацию. «26 июля движение будет восстановлено в полном объеме», -- подтверждает г-н Червоненко. Уже вчера Минтранс изо всех сил пытался ликвидировать заторы. Приоритет отдавали отправке пассажирских поездов -- «крымских» и российских.
По данным РЖД на восемь часов вечера 14 поездов, следовавших с опозданием, уже прибыли в Москву. Как пояснили в компании, чтобы максимально сократить время в пути опоздавшим составам был дан «зеленый коридор». Кроме того, железнодорожные диспетчеры в течение последних суток сформировали новые составы и сократили время стоянок. Еще 18 поездов следуют с опозданием до 27 часов.
Днем в пресс-службе Украинских железных дорог сообщили, что в первую очередь из Украины отправляются так называемые «детские» поезда, а также составы международного сообщения, в частности, следующие в Россию. Всего из-за чрезвычайной ситуации, по данным украинских железнодорожников произошла задержка более 30 поездов, следовавших в крымском направлении и столько же -- в направлении из Крыма.
Как заверил «Времени новостей» начальник по Курскому вокзалу все составы из Москвы уходят вовремя, поскольку их подает Московская железная дорога. С опозданием отправился только поезд №67, который приехал из Симферополя (№68) в полдевятого вечера, хотя по расписанию должен был отойти из столицы в 15 часов 23 мин.
Однако оперативность железнодорожников не в состоянии предотвратить подобные инциденты в будущем. Пожар на складах боеприпасов в Новобогдановке происходит уже второй раз. Впервые там полыхнуло в мае 2004 года, пожар длился более недели. Тогда от взрывов «самоликвидировались» 10 хранилищ из 17, были повреждены более двух тысяч жилых домов, эвакуированы шесть тысяч человек из 11 сел. Артиллерийские снаряды разлетались более чем на 15 км. Прокуратура оценила ущерб от ЧП в 1 млрд долларов. Тогдашний министр обороны Евгений Марчук предположил, что инцидент мог быть вызван «умышленными действиями». По его словам, одна из киевских фирм имела большой долг перед базой за незавершенную утилизацию боеприпасов.
6 мая этого года произошел пожар на складе, где хранилось около 1 тыс. тонн боеприпасов. Это было недалеко от села Цвитоха, в 22 км от Хмельницкой АЭС. Дальность разлета осколков составила 150 метров, ранения получили девять военных. «Это не простая случайность», -- заявил тогда министр обороны Анатолий Гриценко. Он отметил, что пожар произошел в тот же день, что и ЧП 2004 года в Новобогдановке. Однако по факту пожаров на складе в Новобогдановке и в селе Цвитоха прокуратура возбудила дело по одной статье «преступная халатность».
Украинские СМИ еще в 2004 году цитировали докладную записку Леониду Кучме от главы его администрации по поводу состояния военных складов: «две трети боеприпасов хранятся под открытым небом, сигнализацией оборудовано менее половины хранилищ, на территории многих баз отсутствуют противопожарная сигнализация и водопроводная сеть».
На Украине хранится около 2,5 млн тонн боеприпасов, тогда как потребности армии до 2010 года оцениваются в 600 тыс. тонн. Все это добро Украина получила после вывода советских войск с территории стран Варшавского договора. Ранее Минобороны сообщало, что на складе в поселке Славута в 8 км от Хмельницкой АЭС находилось 500 шестидесятитонных вагонов реактивных боеприпасов, в Бугских хуторах возле Южно-Украинской АЭС -- 5-тонные и 8-тонные авиабомбы. Как заявлял ранее Борис Андресюк, заместитель председателя Комитета Рады по нацбезопасности и обороне, половина боеприпасов на 159 складах Украины «находится под открытым небом, а государственная программа по утилизации боеприпасов спланирована так, что после нас хоть потоп».
При нынешних темпах утилизации - от 10 до 25 тыс. тонн в год, -- Украине понадобится от 50 до 100 лет, и не менее 60 млн долларов. В бюджете на 2004 год предусматривалось около 600 тыс. долларов. «Утилизации боеприпасов упирается в недостаточное финансирование. Эта проблема является для Украины чрезвычайно острой», -- заявил вчера «Времени новостей» секретарь Комитета Рады по обороне и нацбезопасности Георгий Манчуленко.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев