|
|
N°133, 26 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судейское преступное сообщество
Верховный суд зачитал приговор московским коллегам
Верховный суд (ВС) РФ вчера приступил к оглашению приговора по скандальному делу трех московских судей, обвиняемых в создании преступного сообщества и хищении свыше сотни квартир. В связи с большим объемом приговора, как уже стало известно, оглашение продлится несколько дней, и вчера была зачитана только его так называемая установочная часть. Но сразу стало ясно, что наказания судьям не миновать.
Процесс по делу бывших судей Бутырского райсуда столицы Нины Ивченко и Василия Савелюка, а также Нины Мишиной, бывшего судьи Бабушкинского райсуда, не случайно проходит именно в ВС. Это первый случай, когда на скамье подсудимых оказались сразу три федеральных судьи, которых обвиняют в участии в преступном сообществе, мошенничестве и вынесении заведомо неправосудных решений. В судейских кругах поговаривают, что дело передали в ВС еще и потому, что в Мосгорсуде была довольно высока вероятность пристрастного отношения городских судей к своим районным коллегам.
«Суд установил, что Ивченко, Савелюк и Мишина участвовали в преступном сообществе, созданном для совершения тяжких и особо тяжких преступлений», -- начал зачитывать приговор председательствующий в судебной тройке Николай Лавров. И тут же всем стало понятно, что приговор этот обвинительный. Правда, на лицах подсудимых не отразилось никаких эмоций. С самого начала процесса в сентябре прошлого года они яро отстаивали свою невиновность, пытаясь все свалить на своих секретарей, -- якобы именно они подсовывали им на подпись документы, позднее оказавшиеся фальшивыми судебными решениями. Но ВС рассудил иначе и по очереди стал перечислять преступные эпизоды, в которых обвиняется каждый из судей. «Ивченко, Савелюк и Мишина выносили заведомо неправосудные решения, повлекшие тяжкие последствия», -- сказал г-н Лавров и поведал историю создания этого преступного сообщества, которому в 1996--1998 годах удалось воплотить в жизнь гениальную схему афер на рынке недвижимости. При этом все присутствующие не переставали удивляться тому, насколько все это похоже на гоголевские «Мертвые души».
Создателем, идейным вдохновителем и руководителем этого сообщества был некий Алексей Евстафьев. Он-то и привлек к своему делу судей. Смысл афер заключался в том, что Евстафьев с товарищами -- Александром Клюсом, Анатолием Вакой, Владимиром Вакой и Людмилой Яродской -- в ЖЭКах, РЭУ, нотариальных и других конторах в Северо-Восточном округе столицы собирали информацию о муниципальных квартирах, чьи владельцы умерли. Используя вымышленные имена и поддельные документы, они получали в ЗАГСах свидетельства о смерти и рождении этих людей. Потом находили подставных лиц, которые за скромное вознаграждение соглашались выступить в роли «внезапно обнаружившихся» наследников и обращались с соответствующим исковым заявлением в суд, -- якобы их умершие родственники перед смертью изъявили желание приватизировать квартиру. Мошенники изготавливали проекты судебных решений, сами составляли нужные документы, используя поддельные печати различных учреждений, оплачивали госпошлину на судебные издержки. Иногда аферисты подделывали и личные данные умерших. Так, одинокая гражданка Стельникова, проживавшая в квартире в Шемкурском проезде, с их легкой руки сначала помолодела на 30 лет (1908 год рождения они исправили на 1938 год), а потом еще и вышла замуж, дабы не оставалось сомнений в наличии наследников. Затем этот пакет документов попал к судьям Ивченко, Мишиной и Савелюку. Судьи не проводили судебных заседаний. Они изготавливали фальшивые судебные решения, по которым право собственности на квартиры умерших передавалось мнимым наследникам. Как только решение суда было готово, Евстафьев регистрировал его в департаменте муниципального жилья, а потом квартира выставлялась на продажу. Всего мошенникам удалось реализовать таким способом 110 квартир, стоимость которых варьировалась от 25 до 35 тыс. долл. каждая.
В 1999 году прокуратура арестовала Евстафьева и трех его сообщников, и в мае прошлого года Мосгорсуд вынес им приговор, по которому главарь банды получил 12 лет колонии, к различным срокам были приговорены и остальные. При расследовании дела Евстафьева сотрудникам прокуратуры удалось выйти и на след судей, и это дело было выделено в отдельное производство.
Гособвинитель Генпрокуратуры Ирина Шляева потребовала признать всех троих судей виновными и назначить Мишиной 12 лет колонии, Савелюку -- 12 с половиной лет, а Ивченко -- 15 лет. При этом последняя на следствии и на суде признавала себя виновной и просила в связи с этим проявить к ней снисхождение. Однако гособвинитель считает по-другому. «Следователи считают, что Ивченко сотрудничала с ними, но я так не считаю. Ни один из подсудимых так ни в чем и не сознался», -- заявила «Времени новостей» г-жа Шляева.
Общий ущерб, нанесенный аферистами городскому бюджету, прокуратура оценивает в 5 млн долл. Но в деле судей был заявлен иск только на 2 млн долл. Видимо, остальные претензии предъявлены уже осужденному Евстафьеву и его сообщникам. «На все квартиры, проданные обманным путем, наложен арест, и пока они находятся в подвешенном состоянии, -- сказал представитель потерпевшего, начальник юротдела департамента жилищной политики СВАО Владимир Алексеев. -- Теперь наша задача -- решить, как вернуть их обратно в госсобственность».
Екатерина БУТОРИНА