|
|
N°132, 25 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лицо подозрительной национальности
Лондонская полиция расстреляла бразильского электрика
Взрывы в общественном транспорте Лондона уносят человеческие жизни, хотя боевики к этому уже непричастны. В пятницу в лондонском метро полиция застрелила подозреваемого в причастности к терактам, вину за которые возлагают на экстремистскую сеть «Аль-Каиды». По горячим следам глава лондонской полиции Иан Блэр заявил, что убитый имел к ним отношение.
Но это была ошибка. Жертвой стал 27-летний Жан Чарльз Менезес (на снимке) -- бразилец, три года законно проживавший в Лондоне и работавший электриком. Правительство Бразилии уже выразило «глубочайшее потрясение случившимся». Вчера в Лондоне министр иностранных дел Бразилии Селсо Аморим встретился со своим британским коллегой Джеком Стро и потребовал тщательного расследования инцидента. «Гибель при подобных обстоятельствах -- трагедия. Столичная полиция сожалеет об этом», -- признал в субботу представитель Скотланд-Ярда.
Утром в пятницу бразилец Менезес ехал на работу. С момента выхода из дома за ним следили два десятка полицейских в штатском. У станции метро «Стоквелл» на юге Лондона они потребовали от него остановиться. Он испугался, перепрыгнул через турникет, бросился вниз по эскалатору. В вагоне поезда его настигли агенты в штатском. Бразильца сбили с ног и на глазах у пассажиров выпустили ему в голову пять пуль. Полицейские посчитали, что лежащий мужчина готовится привести в действие взрывное устройство. По словам мэра Лондона Кена Ливингстона, таким образом полиция пыталась спасти жизни мирного населения.
Премьер-министр Тони Блэр не комментирует полицейский расстрел в метро. После терактов 7 июля (тогда погибли 56 человек) он заявлял: «Угроза террористов не заставит нас изменить наш британский образ жизни». Еще четыре маломощных взрыва в общественном транспорте 21 июля привели к тому, что одна из старейших демократий мира для собственной безопасности готова отказаться от части свобод и ужесточить методы борьбы с террором. Полиция уже готова стрелять в любого, кто внешне похож на араба.
«В краткосрочной перспективе инцидент вряд ли скажется на положении Тони Блэра, а вот в дальнейшем -- кто знает», -- заявил «Времени новостей» один из активистов Либерал-демократической партии Великобритании Тим Гордон. «Полиция, конечно, должна делать то, что ей и полагается, -- считает британский политик. -- Но случившееся в метро является предупреждением: в своей реакции на происходящее полиция не должна забывать о гражданских правах».
В пятницу британские спецслужбы распространили фотографии четырех подозреваемых в организации терактов 21 июля. За сутки в антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда поступило более 500 телефонных звонков обеспокоенных британцев, уверенных, что они видели преступников. В субботу пассажирам на станции метрополитена «Майл энд» на востоке Лондона показалось, что они узнали одного из четверки, представленной на фотографиях. Была объявлена тревога, началась эвакуация, однако проверка вызвавшего подозрения человека показала, что он не террорист. В тот же день прошли обыски в здании на улице Хэрроу-роуд на северо-западе Лондона. По показаниям свидетелей, были слышны выстрелы, но ни одного человека в результате этой операции полиция не задержала.
Как сообщают британские СМИ, полицейские получили приказ стрелять на поражение в предполагаемых террористов-смертников. В этом Британия перенимает опыт Израиля и Шри-Ланки, многие годы ведущих борьбу с терроризмом. Одна из главных рекомендаций -- если подозреваемый отказывается подчиниться требованиям полиции, надо стрелять в голову, чтобы не допустить подрыва пояса смертника.
Впрочем, Израиль не всегда пользовался этим методом с ювелирной точностью. В июле 1973 года в норвежском Лиллехаммере в ходе операции «Возмездие», посвященной мести за убийство палестинскими террористами израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене, агенты израильской спецслужбы Моссад вроде бы выследили разыскиваемого террориста. И когда вечером он шел из кино вместе с беременной женой, его застрелили. Но это был не террорист, а марокканец Ахмед Бухики, работавший официантом и живший с женой в Норвегии. После той трагедии четверо агентов Моссад оказались в норвежской тюрьме.
Андрей ЗЛОБИН