|
|
N°132, 25 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты мне не даешь покоя
На «Славянском базаре» Белоруссия предстала голосистой, Украина -- продвинутой, а Россия -- пафосно-фанерной
Часто сетуют, что фестиваль -- особенно в телеверсии -- штука традиционная и предсказуемая. Дескать, эстрада, что тут может быть особенного? Тем не менее случаются сенсации, и не вполне запланированные. На ночном концерте «Народный артист» обнаружились настолько позорные казусы с «фанерой» (Александр Панайотов не вышел на сцену, а из колонок нагло лез его голос), что встал резонный вопрос о допустимости подобных «технических решений». Право слово, сколько можно так грубо обманывать? Да, за кульбит с «фанерой» извинился режиссер фестиваля. Но что с того?
Еще более неприятным сюрпризом для нас стал пролет мимо кассы российских участников. И Екатерина Рахманькова (Иваново), и Яна Меликаева (Тюмень) в первом туре получили низкие баллы, и, хотя на втором им малость накинули, рассчитывать на приличные позиции было трудно. А вот дарования белорусок Полины Смоловой и Гюнеш не вызывали сомнений. Девушки не новички на конкурсах молодых исполнителей. (Гюнеш я видел на ялтинском «Море друзiв» пару лет назад, там она получила высокую оценку.) Но все же мелькнула мысль: хозяева фестиваля редко обделяются призами, а белорусские спиваки почти никогда не уходят с базара с пустыми руками.
Удался концерт в рамках Дня Украины (на фестивале у каждой страны-организатора -- Украины, Белоруссии и России -- есть «свой» день, когда на всех площадках преобладают артисты этих стран). Сдается, украинцы свое революционное рвение направили теперь в массовую культуру и быть на кого-либо похожими решительно не хотят. Программа их концерта была срежиссирована эпатирующе. Никаких ведущих с резиновыми улыбками -- исполнителей объявлял экран на сцене. Короткие речи официальных деятелей (министр культуры и туризма Украины Оксана Билозир зачла приветствие Виктора Ющенко) объявлялись откуда-то из поднебесья. Выступления шли почти без перерывов и только живым звуком, выдан был весь фестивальный неформат. Диджеи с украинским world beat, слегка засвеченная в московских клубах трип-хоповая певица Катя Чилли, классическо-эстрадный кроссовер от тенора Владимира Гришко и самый что ни на есть «хохлорокс» -- убойный украинский «ракенрол». На роль гвоздя программы метил Эл Кравчук -- эпатажный товарищ, смесь Сергея Пенкина и Миши Гребенщикова, но без голоса первого и отвязности второго. (Как ни странно, продюсируют его известные на Украине рокеры группы «Братья Гадюкины».) В этой солянке сходило все вплоть до чисто фольклорной певицы Нины Матвиенко. Хотя ажиотаж вызвал «хохлорокс»: почти родной нам «Океан Эльзи», относительно известный «Скрябiн» и совершенно неведомый гурт «Друга Рiка». Композитор Андрей Петров как в воду глядел, назвав своим последним потрясением программу Шевчука «Пропавший без вести», ибо «самое интересное в песенном жанре сейчас происходит не в поп-музыке, а именно в роке». Не будем спорить о том, что такое рок сегодня. Факт, что «Океан Эльзи», «Скрябiн» и «Друга Рiка» отменно справляются с амплуа живой гитарной группы. «Скрябiна» и «Рiку» я видел пару лет назад -- они явно получшали. На «базаре» «Скрябiн» лихо раскачал публику задорными хитами «Давай з тобою займатися любов'ю» и «Ты менэ нэ даешь (спокою)». «Океан» порадовал песнями «Майже весна» и «911». К счастью, в Летнем амфитеатре (главная витебская площадка) можно отстроить звук группе, работающей не на телевизор, а на публику. Публика была вооружена жовто-блакитными флажками, многие в оранжевом... Це було гарно.
Российская программа оставила нехороший привкус -- фанера и пафос. При том что звезд, любезных публике всех возрастов, в Витебске хватало. Что порадовало, так это выступление члена жюри Михаила Боярского. Д' Артаньян выдал несколько номеров, в том числе незабвенное «Все пройдет». Пройдет или не пройдет «задвинутость» организаторов на пафосе и фанере -- не мне судить, но комментировать концерт не хочется. Лучшие (уступившие в борьбе за звание худших) куски сами увидите по ТВ (если захотите). Удача одна -- ведущие, старожил фестиваля Сергей Шустицкий и красивая женщина Ольга Кабо. По меткому выражению одного из коллег, Кабо «вызвала в Витебске ажиотаж больший, чем вся эта попса вместе взятая». Не поспоришь.
Зато мы представили шоу Бориса Моисеева. Зря смеетесь -- этого персонажа в Витебске любят не только пресловутые «гей-славяне», от которых там нигде не скрыться, но и обычные зрители. Моисеев на сей раз представил почти ту же программу, что и пару лет назад. Только добавился сольный кусок Людмилы Гурченко, а гардероб шоумена и его труппы слегка обновился: ателье индпошива работают лучше, чем песенники. Певец, как всегда, шутил на грани фола. На прощанье пожелал: «Чтоб ни одна сука не испортила вам жизнь».
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск--Москва