Время новостей
     N°132, 25 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2005
Китайцы взяли Rover
Продан символ британского автомобилестроения
После нескольких безуспешных попыток приобрести активы в высокодоходной нефтяной отрасли в России и США китайским государственным инвесторам улыбнулась удача в Великобритании: Нанкинская автомобильная корпорация приобрела находящуюся в состоянии банкротства британскую MG Rover.

Несмотря на то что MG Rover один из символов Британии, дела его в плачевном состоянии, и силами национальных инвесторов их поправить не удалось. На время процедуры банкротства компанией управляет аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers, представители которой в пятницу вечером и сообщили о сделке.

Согласно заявлению PwC, в распоряжение Nanjing Automobile Corporation (NAC) перейдут все производственные мощности MG Rover, включая изготовление двигателей фирмой Powertrain. Сумма сделки пока не разглашается. «В скором времени Nanjing Automotive вступит в права владения и начнет разрабатывать план дальнейшего развития компании», -- заявил представитель PwC Тони Ломас. Nanjing Automotive была основана почти 60 лет назад и является старейшим автопроизводителем Поднебесной. Штат компании насчитывает 16 тыс. сотрудников. По существующим планам объем производства NAC будет увеличен в 2006 году до 300 тысяч автомобилей в год.

Известно, что новые владельцы собираются расширить мощности британского концерна и перевести часть производства в Китай. Прежде всего это касается маленьких и средних моделей, которые будут проходить в Британии только окончательную сборку. Как заметил г-н Ломас, в Китай также будет перемещен выпуск двигателей. Для Британии этот вариант гораздо выгоднее того, что NAC предлагала изначально -- практически полный перевод производства в Китай. Остается неясно, сколько рабочих мест руководство китайского концерна намерено сохранить в Британии. Местные профсоюзы уже активизировались и собираются убедить нового владельца по возможности не лишать британцев работы.

Активными поисками покупателя руководство MG Rover занималось с апреля, когда автогигант был объявлен банкротом. Выбрать хозяина оказалось непросто, слишком многие претендовали на эту роль. Как сообщало два месяца назад издание The Scotsman, PwC вела переговоры с 200 компаниями. В числе интересовавшихся заводом в Лонгбридже назывались и представители отечественного бизнеса -- Олег Дерипаска и Николай Смоленский (последнему принадлежит британский производитель спортивных автомобилей TVR). К разорившемуся Rover успело прицениться даже правительство Ирана. Но реальными претендентами до последнего момента считались два китайских автоконцерна -- NAC и независимая китайская корпорация Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC).

Непосредственно до банкротства руководство MG Rover и правительство Британии пытались убедить SAIC протянуть руку тонущему автогиганту. Потенциальный покупатель долго медлил с ответом и в итоге заявил, что не собирается покупать компанию, чьи ежемесячные убытки превышают 40 млн долл. Руководство SAIC решило подождать окончания процедуры банкротства и возобновить переговоры после того, как MG Rover станет еще дешевле. Предполагаемая сумма сделки составляла тогда 1,8 млрд долларов.

Наиболее вероятным претендентом шанхайская компания оставалась до последнего момента. К тому же ее поддерживали профсоюзы: SAIC обещала сохранить основное производство автомобилей на автозаводе в Лонгбридже. Тем не менее администрация отдала свой голос в пользу нанкинского покупателя. «Уровень и условия пакета предложений SAIC в сравнении с предложением нанкинской компании предопределили наш выбор в пользу последнего», -- говорится в заявлении PricewaterhouseCoopers.

Некоторые специалисты полагают, что борьба китайских концернов еще не закончена. Незадолго до банкротства SAIC выкупила у MG Rover права на продажу в Китае сразу нескольких популярных моделей Rover-25 и Rover-75. Поэтому при восстановлении производства новый владелец непременно столкнется с трудностями юридического характера. Более того, известно, что японская корпорация Honda, долгие годы сотрудничавшая с MG Rover и по-прежнему обладающая правами на некоторые технологии, изъяла у партнера свое оборудование и чертежи. Такое положение дел может серьезно затруднить возобновление производства модели MG ZS и Rover-45, основанной на Honda Civic, сообщает ВВС.

Денис УВАРОВ