|
|
N°131, 22 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Живет семья, хорошая семья
Российские певцы -- аутсайдеры на конкурсе молодых исполнителей фестиваля "Славянский базар"
Жюри определилось. Гран-при получила Полина Смолова (Белоруссия), первую премию -- Марьян Стояноски (Македония), вторую разделили Гюнеш (Белоруссия) и Шай (Израиль), а третью -- Наталья Валевская (Украина) и Эмилия Валенти (Болгария).
Пару дней назад, во время первого тура конкурса молодых исполнителей "Славянский базар", многие мои коллеги отметили "необычно высокий уровень всех исполнителей". Оценка участников конкурса, который, на мой взгляд, тянет на звание "славянского Евровидения", была преждевременной: второй день показал, что совсем не все равны и вообще все неровно. Тем не менее и фавориты, и аутсайдеры выделились в первый же день, лишив мероприятие здоровой интриги. Не называть же интригой то, что в первом же туре русские участницы Екатерина Рахманькова и Яна Меликаева оказались в явных аутсайдерах (хотя потом положение немного выправилось, но, на мой взгляд, это из серии "не мы выиграли, а они проиграли"). Отечественные информагентства постарались преподнести это чуть ли не как скандал. Увы, ничего интересного в этом сюжете нет: девушки показали себя бледно. В первом и втором турах Рахманькова пела песни авторства своих родственников-amateur, которые (песни, а не родственников) трудно назвать хитами или даже вообще хоть сколько-нибудь выигрышным конкурсным материалом. К тому же Рахманькова хоть и правильно интонирует, стремится к "фишкам", которые просто не умеет делать. Меликаева также была малоубедительна -- для второго тура она выбрала песню "Витебский вальс" авторства Андрея Савченко, хитмейкера, писавшего для Овсиенко, "На-Ны" и Пугачевой. Песня -- приятный вальсок, но прозвучала опять же бледно. Кстати, потом она пела "Вальс" на Дне России -- уже дуэтом с Львом Лещенко. С Лещенко это был, сами понимаете, уже совсем другой коленкор.
Понятно, что молодой исполнитель -- это артист в пути; этим они и интересны и критикам, и тем слушателям, что любят все живое, незаматеревшее и непротусованное. То есть понятно, что артист в поиске, но если поиск совсем невнятен и хаотичен... Если он не умеет петь то, что пытается петь... Тогда -- беда. Дело в том, что в жюри заседают артисты, над которыми как угодно можно смеяться, называть их советской эстрадой и вышедшими в тираж, но, как говорил Глеб Жеглов, "дело свое Кондрат Филимоныч знает добре" и что и как человек умеет или не умеет -- поймут с полтакта.
Я не первый раз присутствую на конкурсах молодых исполнителей, и часто именно российский участник -- что-то совсем среднее, если не из рук вон плохое.
Один раз ошарашили вопросом: почему из России не ездят нормальные исполнители? При этом конкурсы есть и в России, в провинции, и в Москве, но такие, о которых вообще никто не знает -- самодостаточные тусовки. Там, возможно, происходит какая-то жизнь, общение (я о творчестве!), но, похоже, никуда эти реки не текут.
Михаил Швыдкой обещал что-то исправить, напомнил, что в прошлом году первая премия отошла русскому Жене Гору, и даже сделал комплимент Рахманьковой, сказав, что знает "их семью восемь лет" и "это хорошая семья". На прошлогоднем конкурсе именно "противостояние" Гора и белорусского участника Петра Елфимова обеспечило необходимую интригу. Елфимов, к слову, действительно потрясающий вокалист, с такими хорошими верхами и такой атакой, которые сразу же напоминают опусы "металлистов" 80-х. Смех смехом, но выигравший эстрадный конкурс коротко стриженный Елфимов действительно оказался фронтменом настоящей белорусской метал-группы.
Тем не менее были и на нынешнем на конкурсе мальчики и девочки, которые проявили себя и получили призы не просто так. Обладательница Гран-при Полина Смолова показала и голос, и умелое владение им, и хороший вкус, и даже определенную творческую зрелость. Македонец Марьян Стояноски обаял публику, подкупив ее настоящей энергией. По поводу этого конкурсанта не спорили даже несговорчивые журналисты из России -- мы в этот раз даже особенно не обсуждали, кого отметить традиционным призом российской прессы, вручаемым от агентства Intermedia. Белорусская девушка с неславянским именем Гюнеш приятно удивила и голосом, и репертуаром. Во втором туре она представила песню "Рэха", которая есть не что иное, как переведенная на белорусскую мову композиция Лары Фабиан Je t'aime.
Израильтянин Шай был хорошо принят публикой -- не иначе из-за яркой внешности ближневосточного мачо. Судя по выступлениям этого парня на других площадках (в частности, в довольно интересном израильском концерте), он склонен к курортной ближневосточной попсе, столь любимой нашими туристами. Это, конечно, мало радует, но человек он голосистый и на пресном фоне выглядел просто королем. Болгарка Эмилия Валенти оттянула на себя часть симпатий публики, а вот украинка Наталья Валевская выглядела бледновато. Но опять же -- кому-то ведь надо присуждать вторые-третьи премии. В этот раз из-за уровня участников сделать это было непросто.
Интерактивно голосовавшие -- впервые в истории конкурса -- телезрители приз своих симпатий отдали без затей -- Смоловой.
Как бы то ни было, в огромной семье лауреатов и дипломантов различных конкурсов -- свежее пополнение. Что с ними будет, покажет время. Очень хотелось бы, чтобы картинка была четкой. Как по хорошему телевизору.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск