|
|
N°129, 20 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Может появиться новое направление в развитии страны»
Предложения полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака комментируют известные российские правоведы.
Тамара МОРЩАКОВА, бывший заместитель председателя Конституционного суда РФ:
-- Слова Дмитрия Козака о зависимости уровня самостоятельности региона от степени его дотационности можно оценивать в двух плоскостях. Если иметь в виду общие принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов, то нужно учитывать, что они едины для всех регионов. В ч. 4 ст. 5 Конституции сказано, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны". И только в рамках этого государственно-правового равноправия они могут отличаться друг от друга. Принципиально изменить всю конструкцию взаимоотношений, как мне кажется, Конституция не позволяет. Для этого необходим созыв Конституционного собрания, разработка новой Конституции и ее принятие на всенародном голосовании.
Другое дело, если иметь в виду степень контроля федерации за расходованием дотационным регионом средств, выделяемых федеральным бюджетом, и ограничение самостоятельности субъекта в распоряжении ими. Этот вопрос относится не к проблеме организации государственной власти региона, а к проблеме его экономических взаимоотношений с центром. И если осуществляется ассигнование, финансовая поддержка, то должен быть и государственный контроль за расходованием средств, причем в области не только социальных программ, но и программ, связанных с финансированием организации органов власти субъектов. Наверное, именно это имел в виду Дмитрий Козак, обуславливая уровень самостоятельности уровнем дотационности.
Михаил ФЕДОТОВ, доктор юридических наук, профессор, участник Конституционного совещания от правительства РФ:
-- Мне кажется симптоматичным предложение Дмитрия Козака, который первым из политиков такого уровня вспомнил, что Россия является по Конституции федерацией. И как мне представляется, эта идея полностью укладывается в рамки Основного закона, если речь идет не о политическом управлении регионами -- ведь по Конституции субъекты равны в своих взаимоотношениях с центром, -- а о финансовом. Однако это предложение требует серьезной проработки. Как готовое решение его нельзя рассматривать, так как от налоговой политики государства зависит, является ли регион донором или дотационным. Скажем, если государство будет делить доходы консолидированного бюджета не как сегодня в пропорции 60 на 40, а станет забирать себе 80%, то вообще не будет регионов-доноров.
При реализации этой идеи необходимо учитывать и то, что Основной закон делит компетенцию федерации и регионов на три группы: исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и ее субъектов и все остальные вопросы, которые относятся к исключительной компетенции регионов. Конечно, чем меньше федерация вмешивается в их дела, тем лучше. Однако необходимо учитывать и способность регионов осуществлять свои полномочия.
На мой взгляд, центр должен максимально сократить и свои функции, и свои расходы, обеспечивающие исполнение этих функций. В свою очередь у субъекта федерации должны быть только те полномочия, на реализацию которых у него есть деньги. Поэтому исполнение идеи Козака должно вылиться во внесение поправок во многие законодательные акты. Должно быть установлено, что если субъект федерации не имеет финансовых возможностей осуществлять полномочия в той или иной сфере, то по договоренности с федерацией эти функции осуществляет центр.
Я не говорю о переходе к договорной федерации. Но, как мне кажется, результатом станет создание более гибкой системы управления государством. Может появиться новое, перспективное направление в развитии страны. Ведь чем разнообразнее система, тем выше ее потенциал для развития. Только самые примитивные системы состоят из одинаковых элементов. Куча песка однородна, но разве есть у нее потенциал для развития?
Записал Юрий КОЛЕСОВ