|
|
N°129, 20 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По опыту диссидентства
Правозащитники готовы давить на российские власти через Запад
Российские правозащитные организации требуют включить их в переговоры между Россией и Евросоюзом, в ходе которых обсуждаются проблемы, касающиеся соблюдения прав человека в нашей стране. Вчера с соответствующим воззванием выступили около 80 независимых от государства правозащитников из различных регионов нашей страны. По их мнению, состоявшиеся в марте этого года в Люксембурге первые консультации между официальными делегациями России и ЕС не привели к каким-либо результатам. «Мы считаем чрезвычайно важным сам факт ведения этих переговоров, -- пояснил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе, -- но разочарованы тем, что встреча была фактически пустой по содержанию. Если так пойдет и дальше, то это станет лишь имитацией диалога, консультациями ради консультаций».
Правозащитники считают, что переговорный процесс начнет приносить плоды, если он станет публичным и если отчеты независимых специалистов о состоянии прав человека в России будут попадать в пакет официальных документов международных консультаций. Авторы воззвания желали бы также влиять на повестку заседаний, подсказывая, какие именно темы стоит осветить в первую очередь на той или иной встрече дипломатов.
Так, на ближайшей встрече Россия--ЕС, запланированной на осень 2005 года, по мнению общественных правозащитных организаций, необходимо обсудить соблюдение прав человека сотрудниками силовых структур, реформу правоохранительной системы, недопустимость ущемления прав граждан при борьбе с терроризмом, отмену прямых выборов губернаторов и закон «О референдуме» 2004 года, исключающий возможность проведения широкого голосования по инициативе граждан. На последующих встречах с европейскими дипломатами авторы воззвания предлагают поговорить о свободе СМИ в России, преследовании по политическим мотивам и проблеме независимости судебной системы. «Эти темы -- перечень наиболее болезненных и серьезных для России вопросов», -- пояснил председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов.
Очевидно, что инициатива российских правозащитников вряд ли порадует чиновников, которые стремятся в международных переговорах как раз обойти стороной наиболее острые проблемы. Юрий Джибладзе признался, что «и у общественных деятелей, и у европейских политиков и дипломатов существует опасение, что если заставить российскую сторону обсуждать самые злободневные и сложные темы, то это приведет к раздражению и выходу России из переговоров». Но при этом соблазн надавить на российское правительство с помощью европейских политиков и дипломатов слишком велик, поэтому правозащитники готовы идти напролом.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева напомнила журналистам, как ранее, еще в Советском Союзе, людям уже помогало вмешательство дипломатов и политиков других стран, которым в свою очередь предоставляли неофициальные отчеты диссиденты. Так, например, было в 1980 году, когда на Мадридской конференции СССР вынудили соблюдать в полном объеме гуманитарные права Хельсинкского соглашения. «Сейчас мы возвращаемся к старой традиции», -- сказала она.
Председатель общества «Мемориал» Сергей Ковалев также вспоминал способы работы времен застоя, однако он подчеркнул, что в те годы правозащитники были слабы, и их работу с зарубежными партнерами можно было сравнить с «воззванием о помощи, сегодня же речь идет о четко заявленном политическом требовании». Директор движения «За права человека» Лев Пономарев с гордостью отметил, что такое количество подписей правозащитников под воззванием в постсоветской России наблюдается впервые. «Это подчеркивает то, насколько этот вопрос для всех важен», -- заявил он. И провозгласил новую фазу развития правозащитного движения в России. И только председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина постаралась смягчить категоричные выступления коллег и заинтересовать предлагаемыми новшествами российских чиновников. По ее мнению, российской стороне станет только легче на переговорах оттого, что в них будут участвовать независимые правозащитники. «У нас очень хорошие отношения с европейскими правозащитниками, а они имеют очень большое влияние на свои правительства», -- намекнула она.
Кирилл ВАСИЛЕНКО