|
|
N°129, 20 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свет хрустальной зари
На «Славянском базаре» белорусские кинематографисты показывают свою страну утопически прекрасной
В этом году на фестивале более щедрая кинопрограмма, включившая украинские, белорусские, польские и российские фильмы. От России представлены раскрученные ленты, которыми, казалось, никого уже не удивишь: "Свои" Месхиева и "Папа" Машкова. Но здесь они вызвали интерес публики. Украинцы представили позапрошлогодний кинохит "Мамай".
Два белорусских фильма, будучи совершенно разными по жанру, задачам и художественному уровню, вместе создали занятное впечатление специфичности белорусского взгляда на окружающую действительность. Картина "Маленькие беглецы" режиссера Ренаты Грицковой -- безобидная комедия положений со всех удовлетворяющим хеппи-эндом. Да еще и с талантливыми детьми-актерами, что смотрится неизменно выигрышно. С экрана бывшая советская республика, а ныне не самая богатая и процветающая страна поражает красотой туристического проспекта. Социальных проблем здесь не то чтобы совсем нет, но показаны они как-то пунктиром. Среди героев -- мальчик из богатой семьи и его закадычный друг, мальчик из бедной семьи (отец -- ученый, мама -- безработная актриса), девочка из мидл-класса и даже беспризорник. Местный Гаврош живет в подвале, но вполне умыт, аккуратен и доброжелателен. Все персонажи независимо от их статуса обитают в удивительном пространстве -- чистом, аккуратном, с новенькими домами в больших городах и уютной архаикой небольших городков и беспроблемной инфраструктурой (включая хорошие дороги). Когда действие картины перемещалось на улицы города, то город выглядел таким шикарным хай-тек-мегаполисом, что во время просмотра российские журналисты то и дело недоуменно переглядывались: "Это Минск? Неужели там теперь так?" Показанное впечатляет настолько, что хочется плюнуть на муторные шенгенские визы и ездить отдыхать только в Белоруссию. А что, если верить кинокамере, по уровню развития бытовой сферы Белоруссия давно переплюнула Швецию. Но когда показывают хеппи-энд в лесу, возникает уже настоящая пастораль: ярко-зеленый лес, бревенчатый домик и крутошеии лебеди над зеркальной гладью бездонного озера. В общем, как говорил один персонаж, "такая жизнь, что помирать не надо".
Второй фильм -- "Глубокое течение" режиссеров Маргариты Касымовой и Ивана Павлова, классический "настоящий" фильм про Великую Отечественную войну: партизанский отряд плюс love story. Однако и кровавые битвы происходят в нереально картинном антураже. Лес, населенный партизанами и прочесываемый фашистами, -- зелен, густ, прекрасен и гостеприимен для наших и фатально гибелен для врагов. А, допустим, ночные костры на взлетно-посадочной полосе замаскированного аэродрома устрашающе притягательны. В общем, красота в глазах смотрящего или, скорее, в объективе оператора. А белорусы, соответственно, умеют представить красоты своей страны в любом жанре.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск