|
|
N°128, 19 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торжество в законе
Московские присяжные сделали Вячеслава Иванькова свободным человеком
В Московском городском суде вчера вечером завершилась тюремная одиссея Вячеслава Иванькова, известного также под кличкой Япончик, -- одной из самых легендарных фигур не только российского, но еще и советского преступного мира. Двенадцать присяжных единогласно вынесли ему оправдательный вердикт, признав невиновным в убийстве двух граждан Турции, которое было совершено в Москве еще в 1992 году. С Япончика тут же сняли наручники, и он впервые за восемь лет -- с тех пор, как был арестован агентами ФБР США в Нью-Йорке, -- оказался на свободе.
Этого события люди самых разных интересов и профессий в России ждали давно и обсуждали его очень оживленно. В принципе всю криминальную эпопею Вячеслава Иванькова и последний процесс над ним мало кто решался комментировать открыто. Все-таки Японец был известен изначально именно как вор в законе, и тот факт, что он им и является, никто никогда не опровергал и даже не подвергал сомнению. Более того, на родине милиция давно признала его одним из отцов-основателей отечественного рэкета, западные спецслужбы называли его крестным отцом всей «русской мафии». Однако при всем при этом Вячеслав Иваньков давно «перерос» и масштаб исключительно криминального авторитета. Еще в начале 90-х годов многие известные люди -- артисты, общественные деятели, правозащитники -- стали признавать его просто «очень уважаемым», «честным», «справедливым» человеком, некоторые даже называли его «борцом за права россиян» (объясняя его арест в США) и «диссидентом». Представители бизнеса никогда открыто говорить о г-не Иванькове себе не позволяли. Хотя, по неофициальной информации, и в деловых кругах России этот человек также заслужил репутацию «очень уважаемого», поскольку еще на заре перестройки помогал «выйти в люди» многим нынешним и прошлым олигархам, принимал участие во многих бизнес-войнах. Естественно, и в спецслужбах перспектива возвращения такого человека на волю вызывала массу предположений, там гадали, начнется ли передел собственности или, наоборот, криминальная ситуация стабилизируется.
Впрочем, пока насчет того, как выход на свободу «уважаемого человека» отразится на российской действительности, остается только гадать. Сам Иваньков даже намеками о своих дальнейших планах на жизнь вчера предпочел не делиться. Лишь в самом начале процесса родственники рассказывали, что сейчас Вячеслав Кириллович пишет книгу. О чем будет эта книга, не поясняли -- это пока секрет, намекнули лишь, что она автобиографичная, «о жизни».
Возвращение Вячеслава Иванькова к вольной жизни произошло очень буднично и просто. Выпускали его не через парадные двери Мосгорсуда, а через черный ход, куда привозят заключенных. Около семи часов вечера щелкнул замок, двери огромных автоматических ворот плавно разъехались, и Япончик -- 65-летний невысокий мужчина с проседью в волосах, почти благообразными чертами лица и в золотистых очках -- вышел под моросящий дождик. Вышел налегке, одетый по-простому -- в синюю джинсовую рубашку и черные брюки, с черным пиджаком, перекинутым через руку, -- и сразу же кинулся в распростертые объятия родственников и друзей. Его адвокаты перед этим обещали, что Вячеслав Кириллович наконец снизойдет до прессы и скажет ей пару слов о своем видении всего произошедшего с ним за последнее десятилетие. Однако с журналистами Япончик общаться так и не стал, пообнимался с друзьями и близкими и сел в большой черный «Мерседес», который умчал его в неизвестном направлении.
Сегодня председательствующий судья Андрей Зубарев официально объявит о невиновности Иванькова и разъяснит ему право требовать компенсацию у прокуратуры за незаконное уголовное преследование. Адвокаты иного решения и не ожидали -- это дело, по их мнению, было обречено на развал. Московская прокуратура тем не менее пока сдаваться не собирается, и обвинители уже официально заявили о своем намерении обжаловать приговор.
Суд над Вячеславом Иваньковым длился всего две недели, но и для него самого, и для его родственников это стало лишь финалом почти десятилетней истории арестов, судов и тюрем. Япончика обвиняли в убийстве двух граждан Турции, которых он якобы в 1992 году расстрелял в московском ресторане «Фидан» только из-за того, что их первыми обслужили в гардеробе. Пока шло следствие, Иваньков успел переехать в Соединенные Штаты. Но через пять лет был арестован и осужден ФБР на девять лет и семь месяцев за вымогательство денег у двух бизнесменов, связанных с российским Чара-банком (одной из самых скандальных российских финансовых пирамид 90-х годов). Хотя из американской тюрьмы вор в законе освободился досрочно, в июле прошлого года, его сразу же из рук в руки передали российским властям, и его новым местом жительства стала «Матросская тишина». Адвокаты Япончика пытались добиться прекращения уголовного дела за истечением сроков давности, но прокуратура все-таки успела передать дело в суд.
О том, что происходило на процессе, можно судить только по рассказам адвокатов, поскольку заседание по просьбе департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД было объявлено закрытым «в целях безопасности». На процессе были допрошены 14 свидетелей -- очевидцев убийства турок. Но ни один из них не только не видел, как Иваньков стрелял, но и вообще не видел его в ресторане -- впервые они лицезрели его только на скамье подсудимых. Единственным козырем обвинения были свидетельства трех танцовщиц из Киргизии, которые отдыхали в «Фидане» вместе с турками и опознали в убийце Иванькова. Но все они давно работают в Арабских Эмиратах, и на суд не приехали. Перед присяжными зачитали их письменные показания, данные на предварительном следствии, но, по всей видимости, жюри сочло их неубедительными.
Вчерашнее заседание началось с прений сторон, в ходе которых обвинение просило присяжных признать Иванькова виновным, а защита -- оправдать. Председательствующий судья Андрей Зубарев сказал заседателям напутственное слово, напомнив обо всех обстоятельствах дела, затем задал четыре судьбоносных для подсудимого вопроса: имело ли место совершение преступления, совершил ли это преступление подсудимый, виновен ли он в совершении этого преступления, и если да, то заслуживает ли он снисхождения.
Присяжные совещались недолго. Всего час понадобился им, чтобы вынести решение. Старшина присяжных перед оглашением вердикта волновался и извинился за это перед всеми присутствующими. А потом, снова перечислив все поставленные судом вопросы, заявил: «Невиновен». Адвокаты тут же выбежали из зала и объявили замершим в ожидании родственникам: «Оправдан!» И те с громкими криками «Ура!» бросились обнимать оправданного. «Победа, брат!» -- кричали они, обнимались друг с другом, плакали и смеялись. Супруга Вячеслава Иванькова, Фаина, не скрывала слез радости. «Я ждала этого дня десять лет!» -- сказала она. Япончик был освобожден сразу же, в зале суда, и вернулся в конвойное помещение лишь для того, чтобы подписать необходимые бумаги.
Его выхода ожидали уже на улице. «Справедливый процесс и справедливый вердикт. Все доводы обвинения были абсолютно несостоятельными, и иного решения просто не могло быть, хотя в судебной практике это редчайший случай», -- заявил адвокат Сергей Котелевский. «Сегодня исполнился год и четыре дня как Вячеслав Иваньков находится в «Матросской тишине». В течение всего этого времени защита пыталась прекратить дело за истечением сроков давности. Если бы это было сделано, то прокуратура могла быть счастлива, потому что истечение сроков давности не реабилитирующее основание прекращения дела. А теперь прокуратура получила оправдательный вердикт, тем самым потерпев полное поражение», -- считает адвокат Юрий Ракитин.
Прокуратуру вердикт присяжных не устроил. «Мы не согласны с вердиктом и будем обязательно его обжаловать», -- заявила гособвинитель Мария Семененко, но пояснить свою позицию отказалась.
Екатерина БУТОРИНА