Время новостей
     N°128, 19 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2005
Страна должна знать своего Героева
Ингушетия борется за нефть
Неожиданную форму приобрела в Ингушетии борьба с незаконной добычей и переработкой нефти: республиканская прокуратура возбудила уголовное дело против руководителя местного нефтяного монополиста, ОАО «Ингушнефтегазпром», Юрия Героева.

Проблема «левой» нефти характерна для всех регионов восточной части Северного Кавказа, включая Чечню и Дагестан. Во время второй войны и в течение нескольких лет после нее в Чечне практиковалась кустарная добыча нефти из разрушенных скважин и самодельных ям. Эксперты считают, что сейчас такая добыча почти сошла на нет, уступив место более «технологичным» несанкционированным «врезкам» в нефтепроводы.

Специальные отряды, созданные в Чечне, Дагестане и Ингушетии для борьбы с нелегальным нефтепромыслом, время от времени находят и ликвидируют места таких подключений, демонстративно сжигая кустарные бензиновые заводики. При этом во всех нефтеносных кавказских республиках устойчиво циркулирует версия, будто охранники просто отогнали от трубы всех посторонних и теперь занимаются хищениями сами. Версия эта регулярно, хотя и не очень убедительно, опровергается руководством охранных структур: в Чечне, к примеру, так называемый нефтяной полк в числе прочих силовых структур подотчетен вице-премьеру Рамзану Кадырову.

Объем добычи нефти в Ингушетии, конечно, несопоставим с аналогичными чеченскими показателями: по официальным данным, сейчас добыча составляет около 11 тыс. тонн в месяц, то есть примерно 132 тыс. тонн в год. Республиканский нефтекомплекс целиком принадлежит республике -- администрация президента Мурата Зязикова гордится, что не допустила его приватизации и сохранила «единственную бюджетообразующую отрасль». Представители ингушской оппозиции считают, что отказ от приватизации не пошел отрасли на благо: по их данным, добыча упала с 185 тыс. тонн в 2001-м до 130 тыс. в 2004 году.

Власти признают, что падение добычи имело место, но уверяют, что в 2005 году ее впервые удалось немного поднять. А все проблемы возникали якобы оттого, что в нефтекомплексе не было компетентных управленцев. Появятся ли такие управленцы теперь, сказать пока трудно. Зато у нынешнего генерального директора "Ингушнефтегазпрома" уже взяли подписку о невыезде.

Гендиректору подключаться к трубе не пришлось. По данным, собранным за последние семь месяцев следственной бригадой республиканской прокуратуры и отделом по борьбе с экономическими преступлениями ингушского МВД, г-н Героев с августа 2003-го по июнь 2004 года без лицензии организовал добычу нефти на Заманкульском месторождении. Доход директора от нелегально добытой нефти прокуратура оценивает в 24 млн 690 тыс. рублей.

Проверки нефтекомплекса начались практически сразу после назначения нового прокурора Ингушетии Махмуд-Али Калиматова, который считается членом «команды Зязикова». За прошедшие месяцы прокуратура завела сразу несколько громких уголовных дел о коррупции и о торговле наркотиками. Часть дел, правда, попытались закрыть в судах.

Между тем у расследования ситуации вокруг ингушского нефтекомплекса теоретически есть обширные перспективы. Известно, например, что охрану трубопроводов в Ингушетии несет специальное подразделение из 300 бойцов. Две трети из них -- сотрудники службы безопасности компании, а еще одна треть -- милиционеры. И милиционеры, и нефтяники уверяют, что хищений нефти из трубы почти нет и что только за последние полгода были ликвидированы три кустарных завода-«самовара» в самой Ингушетии. При этом нефтяники оценивают количество «самоваров», работающих на ингушской нефти и расположенных на осетинской территории вдоль административной границы, в 30--50. Руководство нефтекомплекса Ингушетии признает, что полностью искоренить хищения нефти удастся лишь после того, как все эти приграничные заводы будут закрыты.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане