|
|
N°127, 18 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Режим реального времени
Владимир Путин укрепляется в Дагестане
В середине своего второго президентского срока Владимиру Путину приходится возвращаться к проблеме, с которой шесть лет назад, в конце лета 1999-го, начиналось его премьерство. После полувека Большой Кавказской войны и замирения Дагестана в XIX столетии, после многодневных столкновений с боевиками в августе--сентябре 1999 года и последующих попыток восстановления вертикали власти Россия снова оказалась перед необходимостью доказывать свое присутствие в этой части Кавказа. «Мы будем укрепляться в Дагестане, -- объявил президент в Астрахани в минувший четверг. -- Мы знаем, какая там ситуация, и будем решать эту проблему».
Уже в пятницу президент и верховный главнокомандующий продемонстрировал готовность перейти от слов к делу и неожиданно на вертолете прибыл в самую южную российскую республику. Видимо, положение в регионе действительно настолько серьезно, что требует личного внимания главы государства.
Визит в Дагестан носил подчеркнуто "военный" характер. Владимир Путин провел совещание с силовиками -- в нем участвовали министр обороны Сергей Иванов, глава ФСБ Николай Патрушев, его заместитель, начальник пограничной службы ФСБ Владимир Проничев и начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Кроме того, президент посетил вновь созданный в Дагестане филиал Центра специального назначения ФСБ и погранзаставу Джепель на границе с Азербайджаном.
На заставе главе государства показывали технические новинки. Он сам в режиме видеоконференции связался с ситуационным центром погранслужбы ФСБ в Москве. После чего верховному главнокомандующему рассказали, как с помощью новой цифровой связи в Москву можно «в режиме реального времени» отправлять сканированную копию паспорта человека, который пересекает границу, а затем -- опять-таки в режиме реального времени -- получить данные об этом человеке. В том же режиме может работать и командир заставы -- на его монитор выводятся все данные о личном составе и ситуации на границе.
Что на самом деле происходит «в режиме реального времени» на российско-азербайджанской и российско-грузинской границе, силовикам пояснил сам президент. «Граница на юге как следует не закрыта, -- сказал Владимир Путин. -- Это нам нужно в долгосрочной перспективе сделать, имея в виду наши международные обязательства с европейскими партнерами, в том числе и по вопросу создания общих четырех пространств, включая пространство внутренней безопасности». Правда, внутренней безопасности глава государства коснулся с весьма мирной стороны: он не стал говорить о боевиках, которые по-прежнему свободно перемещаются через кавказскую границу в обоих направлениях, зато упомянул о миллионах россиян, отдыхающих на курортах Краснодарского края: «Эта зона должна быть защищена».
Дагестану же, судя по всему, пока не до восстановления курортов. Помимо первого в России регионального филиала Центра спецназначения ФСБ, который, по мысли создателей, будет отвечать за весь Южный округ, в Дагестане в ближайшее время будет размещена новая горная бригада Министерства обороны. Строительство военного городка в высокогорном Ботлихском районе, с которого летом 1999 года фактически началась нынешняя война на Кавказе, уже идет.
Министр обороны Сергей Иванов доложил, что на окончание подготовки военной базы потребуется еще 7,6 млрд руб. Аналогичная горная бригада будет создана в Карачаево-Черкесии -- там на строительство требуется еще 5,7 млрд рублей.
Военное начальство, видимо, надеется, что новые бригады вместе с так называемой горной группировкой, действующей на территории Чечни, смогут эффективно противостоять боевикам. Личный состав бригад будет готовиться по методике спецназа ГРУ. К слову, Сергей Иванов пообещал, что служить в Дагестане к 2007 году будут одни контрактники, как с 2005 года в Чечне.
Когда военные только начинали строительство своей базы в Ботлихском районе, часть местного населения, мобилизованная скорее всего аварской оппозицией, пыталась организовать акции протеста. Однако сейчас ситуация нормализовалась, поскольку жители района понимают: военная база будет покупать продукты, даст рабочие места, приведет в порядок дорогу. Владимир Путин пообещал, что район получит 600 млн руб. бюджетной помощи. «Вы получите приличные деньги в бюджет муниципального образования, нужно, чтобы они пошли на пользу людям», -- сказал он главе Ботлихского района Руслану Алиеву. А главу Дагестана Магомедали Магомедова попросил тщательно проследить за газификацией Ботлиха, намеченной на будущий год.
Часть местных наблюдателей уже поспешили увидеть в самой этой просьбе высочайшую гарантию неприкосновенности Магомедали Магомедова. Конституционно срок его полномочий истекает как раз в будущем году, но тема досрочной отставки упорно муссируется местными политологами и журналистами, несмотря на июньское заверение президентского полпреда в Южном федеральном округе Дмитрия Козака об отсутствии кадровых планов подобного рода.
На самом деле продолжение политической карьеры г-на Магомедова скорее всего напрямую зависит от того, с какой интенсивностью будет продолжаться идущая в республике диверсионно-террористическая война. Пока интенсивность этой войны оставляет нынешнему дагестанскому лидеру немного шансов. По количеству диверсий Дагестан уже обгоняет соседнюю Чечню. В 2005 году совершено около 70 терактов, из них примерно 40 -- в Махачкале. Жертвами террористических атак, как правило, становятся сотрудники министерства внутренних дел, как местные, так и прикомандированные.
Заместитель министра внутренних дел России Андрей Новиков на совещании с президентом сообщил, что проблемы, связанные с координацией усилий различных силовых ведомств, в последнее время сходят на нет, что в работе МВД Дагестана по ликвидации террористического подполья появились результаты и что они будут наращиваться. «Есть основания утверждать, что обстановка в Дагестане будет нормализована», -- туманно пообещал г-н Новиков. Очередные сообщения из Дагестана пока свидетельствуют об обратном. В ночь на воскресенье на одной из главных магистралей Махачкалы взорвался заминированный мусорный бак. В этот момент мимо проезжал «УАЗ» с милиционерами, прикомандированными к Буйнакскому райотделу внутренних дел. Двое милиционеров были госпитализированы с ранениями. К тому времени Владимира Путина в республике уже не было.
Иван СУХОВ