|
|
N°126, 15 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиастроители грозят забастовкой
Рабочие Boeing хотят в личных целях воспользоваться конъюнктурой мирового рынка
Профсоюз работников американской авиастроительной корпорации Boeing вчера решил объявить забастовку, если переговоры с администрацией о заключении нового коллективного договора не приведут к удовлетворительному для трудящихся результату. Также вчера военно-морской флот США заявил о заключении с Boeing нового контракта на 500 млн долл. Между тем в поисках гражданских заказов корпорация больше рассчитывает не на американский, а на азиатский рынок.
Члены Международной ассоциации машиностроителей и работников авиакосмической промышленности, работающие на заводах компании Boeing в Сиэтле, продемонстрировали высокую активность на собрании, посвященном вопросу о будущей забастовке. В этом городе находятся основные сборочные производства гражданских самолетов Boeing, на которых заняты 16,5 тыс. из примерно 18 тыс. членов соответствующего профсоюза. На профсоюзное собрание лично явились 11 тыс. из них. Подавляющим большинством в 99% собрание проголосовало за то, чтобы прибегнуть к забастовке, если другим путем добиться от администрации достойных финансовых уступок не получится. Ранее на этой неделе такое же решение приняли более малочисленные профсоюзные организации на предприятиях Boeing в городах Портленд (штат Орегон) и Вичита (Канзас).
Действующий коллективный договор гражданского подразделения Boeing со своими рабочими истекает 1 сентября. Переговоры о его заключении на новый трехлетний срок начались 10 июля. Решение о готовности объявить забастовку не означает, что она действительно состоится. Тем не менее считается, что оно серьезно укрепляет позиции профсоюзных лидеров на переговорах с работодателем. Предыдущий колдоговор заключался в 2002 году, когда Boeing вместе со всей мировой авиаиндустрией переживал резкий кризис, и профсоюзу невозможно было добиться от хозяев чего-то серьезного. Марк Блондин, президент районного отделения 751-й Международной ассоциации машиностроителей и работников авиакосмической промышленности (именно так официально называется профорганизация Boeing в Сиэтле), заявил, что именно неприятными воспоминаниями о том переговорном процессе объясняется решимость трудящихся на этот раз пойти до конца в защите своих прав. За прошедшие годы финансовое положение компании улучшилось. Она вновь приняла на работу многих из тех, кто был уволен в начале десятилетия.
Еще одним подтверждением того, что дела Boeing идут хорошо, стал новый контракт с военно-морским флотом США на разработку новых тренажеров для истребителей F/A-18 E/F Super Hornet, а также проектирование новой модификации этого самолета, специально предназначенной для создания радиоэлектронных помех. Военные объявили об этом заказе как раз 13 июля, когда авиастроители в Сиэтле митинговали. Он оценивается в 500 млн долл. и должен быть выполнен к июлю 2010 года. Кроме того, отдельный контракт на 48, 3 млн долл. предусматривает инженерную и техническую поддержку всех вариантов F/A-18 до декабря 2007 года.
Правда, оба эти заказа достанутся не авиастроителям из Сиэтла, а принадлежащей Boeing компании McDonnell Douglas, штаб-квартира которой находится в Сент-Луисе (штат Миссури).
Что касается гражданских самолетов, изготовляемых в Сиэтле, для них Boeing усиленно ищет новые рынки за пределами США. 13 июля Ларс Андерсен, руководитель программы самолета Boeing-777, заявил агентству Bloomberg в Гонконге, что рассчитывает на массовые продажи таких лайнеров в страны Азии и Ближнего Востока. 777-я модель -- это наиболее современный из серийно выпускаемых Boeing дальнемагистральных самолетов. Одна из модификаций этой машины -- Boeing-777-200LR -- держит мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета среди коммерческих авиалайнеров. «Три семерки» проектировались в расчете на крупные американские авиакомпании, такие как United Airlines и American Airlines. Эти фирмы понесли самые серьезные убытки из-за спада авиаперевозок после 11 сентября 2001 года и теперь не способны купить столько новых самолетов, сколько ожидалось. Авиастроители надеются продать «лишние» Boeing-777-200LR в Индию, Китай и страны Персидского залива. «Мы думаем, что (в Азии. -- Ред.) есть спрос на 200 пассажирских версий самолета и еще 200 грузовых», -- заявил г-н Андерсен.
Михаил КУКУШКИН, Сиэтл