|
|
N°125, 14 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Узбекское трофейное кино
Ташкент окутывает Андижан дымовой завесой
Два месяца назад «взорвался» Андижан. Накануне этой даты узбекские власти решили отчитаться о первых результатах внутреннего расследования обстоятельств этой трагедии. Для демонстрации открытого характера расследования был организован выезд в Андижан группы аккредитованных в Ташкенте журналистов и дипломатов, представляющих соседние с Узбекистаном страны, а также Китай, Индию, Иран, Пакистан и Россию.
В Андижане местные руководители обнародовали новые данные о событиях 13 мая. Прокурор Андижанской области Бахадыр Дехканов сообщил уточненное число жертв трагедии. Всего погибли, по его словам, 187 человек, в том числе 94 террориста, 20 работников правоохранительных органов, 11 военнослужащих и 57 мирных жителей. Личности пяти погибших устанавливаются.
Ранее узбекские власти сообщали о 176 погибших, а президент Ислам Каримов утверждал, что мирных жителей среди них не было. Прокурор Дехканов подтвердил сведения о тайных погребениях, происходивших сразу после трагедии. Однако выяснилось, что их производили отнюдь не власти, а родственники убитых -- они похоронили 14 человек. Происхождение безымянных могил на кладбище Боги-Шамол под Андижаном, над которыми в те дни возвышались лишь таблички с номерами, осталось без объяснения. Никто и не пытался поискать несколько десятков дворников, срочно мобилизованных для рытья могил в Боги-Шамол, о чем сообщали независимые наблюдатели.
На пресс-конференции в Андижане делегации был продемонстрирован десятиминутный видеофильм. Он состоял из двух сюжетов. В первый вошли кадры оперативной съемки, сделанной андижанскими чекистами. Они засняли нападение боевиков на здание местной службы нацбезопасности. Второй, как указал прокурор, была видеосъемка якобы самих боевиков. Один из участвующих в поездке журналистов, ссылаясь на сведения андижанских чекистов, утверждает, что видеокассета была реквизирована у неназванного западного журналиста.
Видевшие этот фильм считают, что он был призван поддержать официальную трактовку событий, согласно которой данные о нескольких сотнях погибших мирных жителей завышены и не соответствуют действительности. Демонстрировалась только та часть видеозаписи, которая относится к ранним утренним часам 13 мая, когда на центральной площади только начинал собираться народ и там было не больше 500 человек. По данным многочисленных очевидцев, в середине дня и к вечеру, когда началась беспорядочная стрельба по митингующим, в центре города было несколько тысяч человек.
Для членов делегации устроили также встречи со свидетелями -- в частности, с бывшими заключенными андижанской тюрьмы, которых освобождали боевики. Несколько человек, как рассказывают участники дипломатической поездки, ждали появления гостей в местных махаллинских (общинных) комитетах чуть ли не по стойке «смирно», их рассказы выглядели хорошо отрепетированными. Одни говорили, что их насильно заставляли выходить из камер, угрожая расстрелом. Другие обвиняли в произошедшем «разгул демократии» в Узбекистане. Третьи утверждали, что среди боевиков они видели людей, одетых в традиционные афганские одежды. В показанном видеофильме такие персонажи не фигурировали. Внимательно смотревший этот фильм журналист обратил внимание, что среди очевидно урезанного звукоряда можно было услышать из уст одного боевика возглас «Аллах акбар!» Однако эти слова явно не совпадали с артикуляцией говорящего...
Отчет должен был еще раз показать убедительность официальной версии Ташкента, согласно которой события в Андижане -- дело рук исламских экстремистов и заграничных террористических организаций, стремящихся подорвать стабильность в Узбекистане и во всей Центральной Азии. Но ответа на вопрос, насколько адекватными были действия властей по подавлению мятежа, андижанская «презентация» не дает.
Как раз накануне этой «презентации» верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур представила в Женеве 24-страничный доклад по событиям в Андижане. В документе на основе показаний многочисленных свидетелей утверждается, что «узбекские военные стреляли в толпу без предупреждения», а число жертв -- мужчин, женщин и детей -- может на несколько сотен превышать официальные цифры.
Ташкент продолжает игнорировать выводы не только ооновских экспертов, но и призыв Генсека ООН Кофи Аннана создать условия «для независимого международного и прозрачного расследования трагедии в Андижане». Генсека ООН поддержала и Парламентская ассамблея ОБСЕ, состоявшаяся в начале июля в Вашингтоне, предупредившая, что «в случае отказа Ташкента сотрудничать, будет уместным задействовать «московский механизм» -- то есть направить в Узбекистан специальную чрезвычайную миссию ОБСЕ.
Аркадий ДУБНОВ