|
|
N°124, 13 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вокал не по уставу
Майк Паттон заготовил для московского концерта милицейскую форму
Появление в Москве, да еще и в разгар летнего внесезонья главного многостаночника андерграундного рока Майка Паттона, как и следовало ожидать, встряхнуло городскую развлекательную афишу. Тем более что объявился в российской столице Паттон не в составе Faith No More, как два предыдущих раза, а со своим основным проектом Fantomas, с которым и выступил в Зеленом театре Москвы.
Приехали музыканты вроде бы на день рождения русского издания Rolling Stone. Fantomas, играющий то, что проходит по разряду экспериментального рока, вполне органично накладывается на имидж этого журнала, где работают люди «двинутые» на авангардно-глумливо-левацком крыле музыки. Публика же, собравшаяся на концерт, была довольно флегматичной и дисциплинированной -- даже в огромной очереди, которая и через 45 минут после официального времени начала шоу еще извивалась у Зеленого театра, чуть ли не упираясь хвостом в деревья Нескучного сада, давки не наблюдалось. Да и реакция на выступление Паттона была несколько странной. Вроде и восторг есть, смех, аплодисменты. Но никакого сумасшествия! Хотя надо было видеть реакцию стражей порядка, стоявших в оцеплении, когда на сцене появились музыканты с уродливыми масками на лицах и сам Паттон, одетый в милицейскую форму. Пусть и не по уставу -- черную куртку и фуражку дополняли почему-то камуфляжные штаны. Впрочем, любовь Паттона к нашему «милитари» -- отдельная тема; вспомнить хотя бы вкладку пластинки Angel Dust, где FNM на Васильевском спуске, одетые как дембели.
Открыла шоу питерская группа Messr Chups -- любимый российский коллектив Паттона, который смотрелся очень уместно и стильно. Затем сам Паттон бесновался за микрофонами и консолью с приборами, изменяющими голос, а когда солировали другие участники, наблюдал за ними, лениво кивая, словно приговаривая: «Молодые люди, штраф платить будем?»
Fantomas кажется хаосом, на самом деле все произведения хорошо структурированы, и, по-моему, весь смысл этой музыки -- один большой обман ожиданий. Если попсовое восприятие -- это комфорт узнавания, то такой экспериментальный мегамикс киномотивов, фри-джаза, брутальных рок-рифов и рычащего, пищащего и плюющегося Паттона -- напротив, удовольствие от перемен. Когда же в некоторых фрагментах исполнялось нечто тональное («узнаваемое»!), именно это и звучало дико.
При этом у считающегося всего лишь «прикольным» Fantomas сложностей и чисто музыкальных интересностей предостаточно. Майк признавался, что каждый вечер выходить с этой группой на сцену -- это бросать себе вызов, проверять себя как музыканта на вшивость. Репетиции группы насыщенны, все музыканты приходят с уже выученными наизусть партиями. Правда, на концерте барабанщику Терри Боззио один раз все же пришлось под хохот толпы порыться в своих листочках. (Справедливости ради скажем, что Боззио в группе не так давно, -- до того барабанил трэш-металлист Дейв Ломбардо из главной группы этого жанра Slayer).
Московское выступление Fantomas по большей части вообще напоминало мастер-класс -- среди публики было замечено немало отечественных музыкальных деятелей, в том числе и несостоявшаяся звезда «Евровидения» Юля Савичева. Правда, звук все же был не очень хорошим. Например, тарелки вывели явно недостаточно: звучали они тускло, хотя Терри Боззио колотил изо всех сил. А для такой группы хороший звук как раз особенно важен, дабы расслышать все смешные штучки. Поскольку что же есть в Fantomas, кроме них?
Александр БЕЛЯЕВ