|
|
N°123, 12 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крайне северная Венеция
Якутск может исчезнуть из-за таяния подземных льдов
Накренившиеся дома, растрескавшиеся стены -- типичная картина коммунального бедствия в якутской столице. Местные жители пересказывают приезжим страшилки из северной жизни. Уже которую весну люди слышат под своими ногами странный гул. Порой из-под земли раздаются непонятные взрывы, как будто от разорвавшейся гранаты. Прошлой осенью жилая пятиэтажка на улице Орджоникидзе раскололась пополам. Квартиросъемщиков срочно расселили, здание снесли. Якутяне сетуют на нерадивые коммунальные службы. Начало отопительного сезона в городах и поселках республики жители определяют по горячим ручьям и наледям под домами и на улицах.
По словам мэра Якутска Ильи Михальчука, в столице республики в половине из 2500 существующих деревянных и каменных зданий жить просто нельзя. Строения официально признаны аварийными, и ежегодно список ветхого жилья пополняют десятки домов, которые были построены еще в конце 80-х -- начале 90-х годов прошлого века. Расселить всех желающих просто невозможно. Хотя центр Якутска буквально уставлен башенными кранами. Ежегодно в Якутске вводится в эксплуатацию примерно полторы тысячи квартир. Однако это ничто по сравнению с количеством людей, нуждающихся в расселении. По самым скромным подсчетам, в новом жилье нуждается около ста тысяч жителей якутской столицы.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства во многом связаны с климатическими изменениями, которые коснулись Якутии в последнее время. Пресловутое глобальное потепление первым затронуло и самую холодную часть России. В Якутии, как отмечают ученые-климатологи, среднегодовая температура за последние пятнадцать лет поднялась на два градуса. Хотя в среднем на планете за тот же период климат стал теплее лишь на одну сотую градуса.
По словам Вениамина Балобаева, члена-корреспондента Российской академии наук, парниковый эффект привел к постепенному оттаиванию вечной мерзлоты. Главным образом это коснулось Российского Севера. И если летняя погода изменилась мало (а в некоторых районах Сибири летние температуры даже слегка понизились), то зимы на берегах Лены стали значительно мягче. Ученые-мерзлотоведы считают, что в результате этих изменений слой вечной мерзлоты начал интенсивно таять, но не сверху, а снизу. Сейчас, по подсчетам экспертов, в районе Якутска глубина слоя промерзшего грунта достигает 300 метров. Но он стремительно сокращается под влиянием глубинного земного тепла, которое поступает из недр планеты.
Сегодня специалисты Института мерзлотоведения демонстрируют состояние вечной мерзлоты в специальном тоннеле. Эта лаборатория была построена еще в середине 60-х годов ХХ века на глубине 12 метров. Тогда, говорят ученые, мерзлый грунт приходилось выдалбливать специальными устройствами. Сейчас стены и потолки в мерзлотном тоннеле стремительно разрушаются. Если 40 лет назад лаборатория была похожа на узкую нору шириной менее трех метров, то сегодня это уже довольно просторная галерея.
Два года назад ученым пришлось свернуть в подземелье все исследования, из-за таяния льда стенки тоннеля грозили вот-вот обрушиться. Лабораторию пришлось спешно укреплять. Марк Шац, ведущий специалист Института мерзлотоведения, объясняет процесс разрушения мерзлотных слоев тем, что лед из верхнего слоя мерзлоты испаряется и некогда прочный грунт становится рыхлым, как песок. Такой процесс сегодня наблюдается повсеместно на севере республики, начиная с глубин в три метра.
Все деформации с фундаментами якутских зданий, по мнению экспертов, происходят именно по причине климатических изменений. Все северные города в советские годы были построены по особой «свайной технологии». Дома на Российском Севере стоят как будто на ходулях. Предполагалось, что зимой это защитит строения во время отопительного сезона. 20--30 лет назад никто из проектировщиков не учитывал в своих разработках возможность каких-либо изменений климата. Вечная мерзлота считалась аксиомой, о глобальном потеплении не было и речи.
Сейчас, по мнению директора Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН Рудольфа Чжана, необходимо срочно пересматривать технологии строительства. Существующие -- безнадежно устарели. Единственный выход, считают инженеры, отказаться от свай, а при строительстве использовать альтернативные типы фундаментов. Довольно успешно зарекомендовала себя технология складчатых оснований зданий. Устойчивость строению придает чрезмерно широкое основание, которое располагается на поверхности и не зависит от температурных колебаний в толще северной земли.
Илья СЕРГЕЕВ, Республика Саха