|
|
N°122, 11 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Там, где танк не проедет, там пехота проползет
Жители уральского села оказались в транспортной блокаде из-за военных
Иск против Приволжско-Уральского военного округа готовят жители поселка в пригороде Екатеринбурга. Несколько десятков аборигенов хотят заставить военных отремонтировать им дорогу, разбитую из-за постоянной транспортировки армейской техники.
В вялотекущей форме конфликт между военными и березитняками продолжается уже несколько лет, с тех пор, как по единственной поселковой дороге транзитом проходит техника от железнодорожной погрузочной станции Приволжско-Уральского военного округа до танковой части Верхней Пышмы -- туда и обратно. По подсчетам местных жителей, в день проезжает не меньше 60 машин. Раньше военные отправляли технику в обход поселка через лес, но позже от этого маршрута отказались -- утонул один из перевозимых танков. С тех пор поездки и проходят по дороге Березита.
Когда это только начиналось, в поселке подали в суд иск с требованием обязать военную часть оплатить ремонт трассы. Суд был выигран, и военные даже выполнили его решение -- выделили на решение проблемы 2 млн руб. Но восстановить на эти средства дорогу не удалось. Жители потеряли надежду и на некоторое время смирились. Но лишь на время.
После того как дорога окончательно превратилась в разбитую колею, а городские власти, сославшись на невозможные условия работы, отменили единственный автобусный маршрут в поселок, люди вышли на улицы. Перекрыв дорогу танкам, жители наконец-то смогли поговорить с военными, высказав им все свои претензии. Как рассказал местный житель Риф Хафизов, помимо неудобств, связанных с разбитой дорогой, танки и грузовики мешают людям спать -- проезд каждой колонны для Березита сродни землетрясению. «Дом трясется, весь мой забор в земле», -- раздосадованно признается он. И тут же добавляет, что из-за танков в поселок не ездят легковые машины, от вызовов отказывается «Скорая помощь» и милиция. Офицер танковой части Руслан Карачурин говорит, что проблемы поселка понятны и дорогу портить неприятно, но «других вариантов проезда нет -- дорога одна». Это понимают и сами жители поселка, поэтому, выговорившись, они сняли блокаду с дороги и теперь снова готовят иск в суд.
На новый этап судебных тяжб с военными березитняков, вероятно, вдохновила удачная история фермера Эльвиры Коробей из небольшой деревни Краснознаменка Хабаровского края. Около месяца назад женщина в одиночку победила командование Дальневосточного округа, заставив через суд выплатить ей компенсацию за испорченные земельные угодья. Военные строили вертолетную площадку и залили бетоном половину луга, на котором г-жа Коробей пасла свой скот.
Впрочем, командованию Приволжско-Уральского военного округа придется отвечать сразу на два иска. Прокуратура Орджоникидзевского района, к которому относится село Березит, также выдвигает претензии к военным. Жители поселка подали туда заявление, на основании которого орган надзора планирует возбудить уголовное дело. К чему приведет расследование, пока не совсем ясно. В пресс-службе администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга «Времени новостей» сообщили, что власти не исключают возможности переселения всех жителей Березита. Поскольку в поселке находится меньше сотни жителей, городским властям представляется это реальным. Но когда и как конкретно будет все решено, в пресс-службе сообщить затруднились.
По опыту других горожан, которых переселяли для строительства новых домов, известно, что поиск квартир может затянуться на несколько лет. Никакой конкретной информации о возможности восстановления дороги на время поиска жилья для жителей Березита нет. И этому есть вполне прагматичное объяснение: в городском бюджете опять же не хватает денег.
Пока же власти муниципального и регионального уровней спорят, кто из них виноват в транспортной проблеме больше, а кто меньше, в Березите готовятся к новому «землетрясению». На этой неделе через поселок должна пройти неожиданно большая колонна танков -- военный округ готовится к проведению учений. Что после проезда техники будет с остатками единственной дороги, очевидно и для местных жителей, и для военных.
Михаил ВЬЮГИН