|
|
N°121, 08 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сага об ОСАГО
Все положительные стороны "автогражданки" правительство раскроет через несколько лет
Оценить все прелести ОСАГО в том виде, в котором их расписывали страховщики и чиновники три года назад, перед введением обязательного страхования ответственности автовладельцев, россияне смогут не раньше чем через несколько лет. Правительство на своем вчерашнем заседании подтвердило курс на весьма неспешное усовершенствование механизмов «автогражданки» и заодно разочаровало водителей нежеланием пересматривать базовые страховые тарифы.
У имеющих служебный транспорт со спецномерами и спецсигналами министров спортивные вопросы вызвали куда больший интерес, нежели проблемы, волнующие миллионы владельцев машин. И потому предложения заместителя министра финансов Сергея Шаталова, обещавшего сделать много, но завтра, практически не вызвали возражений у членов кабинета. Тем более что министр озвучил итоги предоставленного Российским союзом автостраховщиков опроса, якобы выявившего, что до 70% водителей довольны и нынешней «автогражданкой», -- не уточнив, естественно, при этом, что цифры с социологической точки зрения далеки от корректности, а опрос проводился лишь в крупных городах страны.
Единственное правительственное обещание, которое может быть воплощено в жизнь в ближайшее время, уже практически выполнили за Белый дом депутаты Госдумы. В среду законодатели расширили перечень случаев, при которых автолюбитель может рассчитывать на выплаты из гарантийных фондов Российского союза страховщиков. После того как президент подпишет поправки в закон об ОСАГО, пострадавшие в ДТП водители смогут получить компенсацию, даже если нанесшие им ущерб были застрахованы в компаниях, у которых отозвана лицензия (ранее обязательным условием было банкротство страховщика). Как заверил вчера директор по правовым вопросам РСА Олег Пилипец, в резервном фонде союза сейчас имеется около 930 млн руб., чего явно хватит для возмещения убытков пострадавшим от клиентов проблемных компаний с отозванными лицензиями, самыми раскрученными из которых были «Авест» и Западно-Сибирская транспортная страховая компания, «осчастливившие» полисами ОСАГО более 200 тыс. россиян.
В будущем правительство обещает не только позаботиться о гарантированных выплатах всем пострадавшим, но и увеличить размеры компенсации за причинение вреда жизни и здоровью попавшим в ДТП. Сегодня максимальный размер выплат ограничен 240 тыс. руб., и они должны делиться на всех пострадавших в аварии (если их было несколько). Минфин предлагает расширить лимит ответственности так, чтобы получить такую сумму мог каждый.
При этом Сергей Шаталов заверил, что министерство не поддерживает как предложения по увеличению базовых тарифов, исходящие от некоторых страховщиков, так и требования автомобилистов снизить ставки. Базовый тариф, составляющий сегодня 1980 руб., решено не трогать. Навстречу Минфин предлагает пойти лишь инвалидам, которые, в случае если правительство не забудет выпустить специальное постановление, смогут через собес вернуть себе 50% стоимости полиса ОСАГО. В принципе не возражал г-н Шаталов и против снижения некоторых коэффициентов, связанных с мощностью автомобиля или стажем водителя, а также против пересмотра в лучшую сторону системы бонус-малус. Однако по его выступлению было ясно, что обоснованные расчеты и согласования по всем этим предложениям могут занять у чиновников довольно много времени.
Не меньше двух-трех лет, по словам замминистра финансов, уйдет и на устранение не имеющих прямого отношения к деньгам недостатков нынешней системы обязательного страхования ответственности автовладельцев. Упростить бюрократическую процедуру получения компенсации и избавить наконец «подбитых» водителей от необходимости обивать пороги в ГИБДД, страховых компаниях и всевозможных экспертизах правительство сегодня абсолютно не готово. Точнее, руководители Минфина как граждане, возможно, порой садящиеся за руль самостоятельно, согласны с тем, что в случаях, когда в аварии только два участника, материальный ущерб от нее незначителен и стороны не спорят о вине, следовало бы исключить инспектора ГИБДД из процедуры оформления ДТП. Но как чиновники они на такие поблажки для соотечественников пойти не могут. Как объяснял вчера г-н Шаталов, сначала необходимо создать единый информационный ресурс, наладить четкую координацию автоинспекции и РСА и лишь потом думать о переходе к так называемому европейскому протоколу, позволяющему пострадавшим водителям общаться только со своей страховой компанией. Которая, в свою очередь, и будет урегулировать все вопросы со страховщиками виновника.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ