|
|
N°121, 08 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудное веселье
В Москву приезжает группа Fantomas
Fantomas -- настоящая супергруппа альтернативной музыки, придуманная вокалистом Майком Паттоном. Этот человек сегодня -- то, что называется «культовая фигура», а когда-то Паттон был настоящей большой рок-звездой, поскольку в начале 90-х пел в Faith No More, квинтете, который в начале 90-х смешивал разновкусовые стили. Тогда в популярной музыке это было в новинку (то, что Faith No More стали очень популярными во всем мире, само по себе странно), теперь -- норма жизни. Рэперы, братающиеся с металлистами, а виолончелисты, выступающие с диджеями, -- обычное дело. После распада Faith No More (в Москве они успели выступить два раза: в статусе группы многообещающей и молодежной и в ранге главного мирового гастролера и поставщика хитов в хит-парады) творческим кредо Паттона стало «и числом, и умением»: масса проектов, разных людей и бесконечная чехарда жанров. Так вот, в альтернативной музыке и прошлый год, и нынешний можно смело назвать «годом Паттона». Количество проектов, в которых певец поучаствовал, перешло за мыслимый уровень при неизменно высоком качестве и свежести этих работ. Имя Паттона стало нарицательным. Покупатель в магазине спрашивает, что за альбом такого, допустим, виолончелиста Эйвинда Канга. Ему отвечают: «А, да это паттоновский». Хотя на этом чудесно красивом диске Паттон напел то ли два куплета, то ли три припева. На вопрос, стоит ли покупать странный, не вполне понятный, но хорошо раскрученный альбом Medulla Бьорк, многие отвечают: «Конечно! Там же Паттон!». При том что широкий слушатель вполне может задать резонный вопрос: кто такой этот андерграундщик по сравнению с дивой? А Бьорк -- сама поклонница Паттона. Певец рассказывает, что их сотрудничество возникло исключительно на ровном месте и из-за обоюдной симпатии: «На одном из концертов я встретил Бьорк, с которой знаком не был, и просто подошел к ней, что называется, выразить восхищение ее работой. А она сказала, что тоже любит и слушает мои проекты».
Есть такой старый анекдот: про человека, который сидел в яме и отказывался от помощи, когда прохожие бросали ему веревки, лестницы, протягивали руки и всячески пытались помочь выбраться. Человек наотрез отказывался от любой помощи, а потом вдруг вспылил: «Чего пристали-то? Не падал я в эту яму, живу я здесь!» На бесконечные вопросы о воссоединении Faith No More Паттон отвечает примерно в том же духе: «Ни-ког-да! Для меня как для творческого человека сегодня наиболее благоприятные времена. Я и не рок-звезда, и не чудак из андерграунда.» Между прочим, Fantomas существует и стабильно выпускает альбомы уже шесть лет, при том что Паттон постоянно отвлекается на другие проекты.
Fantomas -- группа для особого слушателя, для тех, кому нравятся не определенные стили, жанры, дефиниции, новаторство или классичность, а для тех, кто вообще любит музыку странную, но сложную и отменно сделанную. Это могут быть и фаны авангардного джаза, и ценители дэт-метала, и грайндкора, и электроники. Дело не в определениях, а во взгляде. Помимо прочего, Паттон замечательный певец, в котором словно живут десять голосов. Fantomas -- штука из тех, что злят обывателя своей нарочитой непонятностью, но бальзам на душу для тех, кто получает удовольствие не от угадывания знакомых ходов, а именно от сложности и неожиданности. Можно сколько угодно обзывать таких слушателей мазохистами, игроками в бисер и так далее, но они есть, и, с их точки зрения, Fantomas -- это классное веселье. Трудное веселье.
Александр БЕЛЯЕВ