|
|
N°119, 06 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полу-«Сухой»
Перспективный российский истребитель нуждается в содействии Европы
Глава Авиационной холдинговой компании (АХК) «Сухой» Михаил Погосян заявил вчера о возможности сотрудничать с европейскими фирмами в создании истребителя пятого поколения. По действующим правилам российская армия не принимает на вооружение технику, изготовленную с использованием иностранных компонентов. Ранее российские чиновники говорили о возможном финансовом участии Индии в проекте создания истребителя пятого поколения. О привлечении к этому проекту европейцев публично никто до сих пор не упоминал. Тем не менее высокопоставленный источник в АХК «Сухой» заявил «Времени новостей», что такое сотрудничество «отвечало бы современным тенденциям в мировом авиастроении».
Г-н Погосян сказал о желательности привлечь Европу к разработке боевого самолета нового поколения, выступая на проходящей в Москве Европейской конференции по аэрокосмическим исследованиям. По его словам, АХК сейчас формулирует требования, которым должен отвечать перспективный боевой комплекс. «И многие вопросы в этом плане могут быть предметом совместного сотрудничества российской и европейской авиационной промышленности», -- цитирует г-на Погосяна ИТАР-ТАСС. В качестве первоочередной сферы такого сотрудничества с Европой глава АХК назвал разработку бортового электронного оборудования.
Надо отметить, что АХК уже активно использует западные радиоэлектронные разработки в своих проектах, правда пока только в гражданских. Французская компания Thales -- один из главных партнеров «Сухого» в разработке российского регионального самолета RRJ. В прошлом месяце «Сухой» подписал с Thales контракт на поставку авионики для RRJ стоимостью 125 млн долл. Однако высокопоставленный сотрудник АХК «Сухой» на условиях анонимности сказал «Времени новостей», что слова г-на Погосяна не следует понимать в том смысле, что контакты с Thales в ближайшее время будут распространены на военную тематику.
«Такие вещи требуют урегулирования чувствительных вопросов, в частности охраны интеллектуальной собственности и контроля над распространением военных технологий, которое возможно только в рамках межгосударственных договоренностей, -- отметил наш собеседник. -- Только после того, как такие соглашения будут достигнуты, хозяйствующие субъекты, такие как «Сухой», и профильные иностранные фирмы могут приступить к обсуждению коммерческих аспектов сотрудничества».
Говоря о возможности допуска иностранцев к участию в российских оборонных программах, представитель АХК подчеркнул, что это отвечало бы современным тенденциям мирового авиастроения: «Обратите внимание, в наше время международными являются все крупнейшие авиастроительные проекты -- и гражданские, и военные, например F-35 (истребитель пятого поколения, разрабатывается для ВВС США и Великобритании при участии американских, британских и канадских фирм. -- Ред.) или Eurofighter (этот истребитель проектируется консорциумом немецких, британских, итальянских и испанских компаний. -- Ред.)».
Михаил КУКУШКИН