|
|
N°119, 06 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Венеция заметила, а Базель оценил
Прошедшую в июне в пандан с Венецианской биеннале крупнейшую в мире ярмарку современного искусства «Арт-Базель» c галеристом, консультантом по формированию художественных коллекций Еленой КУПРИНОЙ обсудил наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ.
-- «Арт-Базель» открывается спустя неделю после Венецианской биеннале. Венеция как-то влияет на иерархию художников и цен ярмарки?
-- Несомненно. Венеция прежде всего стимулирует интерес к тому или иному мастеру. Если художника заметили на авторитетнейшей в мире Венецианской биеннале, вполне вероятно, что вокруг его работ на «Базеле» будет ажиотаж. Пример. В этом году «Золотого льва» получил павильон Франции с инсталляцией Аннет Мессаже «Казино», инспирированной темой театра и конкретно -- сказкой про Пиноккио. На «Арт-Базеле» работы Аннет Мессаже, известной в мире и уважаемой художницы, выставлялись в нескольких галереях. Директор парижского отделения известной нью-йоркской галереи Мариан Гудман рассказала, что даже до того, как Мессаже выиграла приз, посетившие до Базеля Венецию покупатели начали резервировать ее работы. В течение нескольких дней образовался waiting list. В то же время о прямом влиянии Венеции на «Арт-Базель» говорить некорректно. Цены на работы в один день не меняются.
-- Что имеет решающее значение: личный вкус зрителей, оценивших понравившиеся в Венеции работы, или доверие профессионализму кураторов Венецианской биеннале?
-- Оба фактора. Коллекционеры -- люди умные и предпочитают покупать проверенный, сертифицированный лучшими мировыми кураторами товар.
-- Какова динамика цен «Арт-Базеля»?
-- Цены выросли. На рынке искусства привычный бум. Одна из причин -- экономический кризис. Люди хотят вкладывать деньги наверняка. Для сравнения: на качественную работу начала XX века несколько лет назад цена устанавливалась в пределах 1--1,2 млн долл. Сегодня это 3 млн долл. Средняя цена за работу живущего ныне именитого художника (уровня той же Мессаже) -- 100--500 тыс. долл. И это далеко не потолок. Уникальные вещи стоят на порядок дороже.
-- Современное искусство часто бежит традиционных форм репрезентации: скульптура, живопись, графика. В почете сложно сочиненные и сложно воплощенные инсталляции, видеоарт, живущие только в режиме реалити-шоу театральные представления -- перформансы. Как эти виды contemporary art продаются и покупаются?
-- На открытии «Арт-Базеля» известная художница Марина Абрамович три часа к ряду пролежала на высоком подиуме обнаженная в обнимку со скелетом. Перформанс назывался «Девушка и смерть». Этот перформанс покупатели могли унести с собой или как фотофиксацию, или как видеоарт.
-- Если любая форма художественного высказывания, даже перформанс, теперь продается и покупается, где же границы между интеллектуальным артфорумом формата биеннале и коммерческой ярмаркой искусства? Проще: нет ли опасности того, что биеннале станут воспринимать своеобразным барометром цен на рынке современного искусства?
-- В том, что биеннале способствуют росту авторитета мастеров современного искусства (следовательно, и цен на их работы), ничего плохого нет. Действительно, арт-ярмарки и арт-биеннале небезразличны друг другу. Но не потому, что биеннале коммерциализируются, а потому, что уважающие себя международные ярмарки давно уже не мыслятся только местом свершения торговых сделок. В «Арт-Базеле», например, очень жесткая система отбора галерей-участниц. Чтобы попасть на «Арт-Базель», надо доказать своей деятельностью, что ты не просто магазин, бутик, а именно галерея, то есть занимаешься помимо коммерческой еще и культуртрегерской работой.
-- В этом году впервые на «Арт-Базель» пригласили достойную московскую галерею XL, значение которой для истории новейшего отечественного искусства намного выше значения иных госмузеев...
-- Да, это очень большой прорыв. Впервые частная российская галерея участвует в главной арт-ярмарке мира. Хозяйка галереи XL Елена Селина привезла на «Базель» фрагменты больших художественных проектов известных наших мастеров, от Игоря Мухина, Олега Кулика, тандема Дубосарский--Виноградов до Бориса Михайлова и Бориса Орлова. Работы хорошо продавались. Однако, по моему мнению, мало было экспликаций, представляющих художников и их стиль. Ведь на ярмарку съезжались люди, часто в нашей художественной ситуации несведущие. И все же то, что современное российское искусство продавалось и на стенде XL, и на стендах других, западных галерей, подтверждает растущий его авторитет.
-- Об «Арт-Базеле», ярмарке, которая длится всего неделю, россияне смогут получить представление только по публикациям в прессе. Иное дело длящаяся до октября Венецианская биеннале. Туда еще можно съездить. Кроме того, я знаю, что вы, являясь членом рабочей группы попечительского совета нового культурного центра «Фабрика», готовите интересную программу виртуального путешествия по Венецианской биеннале...
-- Проекту «Фабрика» в этом году была предоставлена честь помочь национальному павильону России. Однако руководители проекта захотели венецианский сюжет продлить. В июле--августе на территории центра будет демонстрироваться видеопрогулка по основным площадкам Венецианской биеннале. Авторы прогулок -- съемочная группа НТВ, руководитель программы Art via Video Юлия Овчинникова и художник Сергей Мироненко. Существуют планы в течение двух лет показывать в залах центра понравившиеся руководителям «Фабрики» работы Венецианской биеннале.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ