|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чан Чжун Хван: Я и не знал, что европейцы нас боятся
Режиссер Чан Чжун Хван два года назад привез на конкурс Московского кинофестиваля свою дебютную картину «Спасти зеленую планету!». Этот необычный, яркий, сумасшедший фильм понравился жюри, и молодой режиссер улетел в Корею со статуэткой Серебряного Святого Георгия. Московский фестиваль попал «в яблочко» -- в это время корейское качественное кино только начало входить в моду. Процесс пошел стремительно, и за прошедшие два года новые фавориты европейских фестивалей набрали рекордное количество очков.
Два приза за режиссуру -- в Берлине и Венеции -- взял Ким Ки Дук за фильмы «Самаритянка» и «Пустой дом». А в Канне жюри Квентина Тарантино вручило Чан Ву Парку Гран-при за картину «Олдбой». Таким образом, корейское кино в мировом масштабе было признано едва ли не самым профессиональным и перспективным. Московский кинофестиваль, не желая отстать от моды, вновь затребовал к себе Чан Чжун Хвана -- на этот раз южнокорейский режиссер вошел в состав жюри конкурса дебютов «Перспективы». С Чан Чжун ХВАНОМ побеседовал Константин ШАВЛОВСКИЙ.
-- На Московском кинофестивале была внеконкурсная программа «Азиатский экстрим». В нее вошли фильмы из Южной Кореи, Гонконга, Таиланда, Китая и Японии. Вам не обидно, что европейцы сваливают фильмы этих стран в одну кучу?
-- Это в целом похоже на то, как в Азии воспринимают европейское кино. Вот сейчас азиатское кино очень модно на Западе, и мне очень любопытно -- это просто такая мода или европейцы действительно могут его понять и прочувствовать?
-- Эта мода не вредит корейскому кино?
-- Мода на корейское кино способствует его развитию. Взять хотя бы меня -- до того, как я приехал в Россию, мой фильм никто не видел, даже в Корее, и я, кстати, тоже не имел возможности посмотреть фильмы других стран. После того, как я получил приз на Московском фестивале, моим фильмом заинтересовались в Корее. А вот сейчас, например, в конкурсе «Перспективы» был австралийский фильм -- его вряд ли покажут в Корее. У нас вообще довольно трудно с прокатом европейских фильмов -- их нам практически не показывают.
-- А что показывают?
-- Американское кино. Корейское кино. Японские фильмы -- правда, они не слишком популярны. Европейские фильмы появляются в прокате, только если их снимали очень известные режиссеры.
-- А российские фильмы?
-- Когда я был маленький, я видел несколько русских фильмов. В последнее время -- нет. Мне вообще кажется, что надо менять систему корейского кинопроката.
-- И как бы вы ее поменяли?
-- Корейские кинотеатры сегодня -- это в основном мультиплексы, и они не показывают некоммерческое кино. Фильмы Ким Ки Дука, например, можно смотреть постоянно только в одном кинотеатре.
-- Как вы думаете, почему феномен корейского кино проявился только в новом тысячелетии?
-- Раньше в нашей стране был военный режим, и корейским художникам очень трудно было самовыражаться, тем более в кино. А сейчас люди, которые выросли при этом режиме, стали свободными. В Корее так же, как и в России, смена политического строя пробудила у многих желание делать кино.
-- Когда это произошло?
-- В 70-х к власти пришли военные, и в это время корейское кино было унылым и однообразным. У нас была жесткая цензура, поэтому на экране были сплошь эротические фильмы и дурацкие комедии. Ситуация начала меняться только в 90-х. Были массовые протесты, и военным пришлось уйти.
-- Кинематографисты участвовали в этих протестах?
-- В 90-е было сильное студенческое движение, и режиссеры создавали фильмы, в которых показывали его деятельность.
-- Документальные?
-- Нет, были и художественные фильмы на эту тему.
-- Их не запрещали?
-- Они создавались подпольно, и если кого-то ловили на просмотре такого фильма, то его могли арестовать и посадить в тюрьму. Поэтому студенты собирались вместе, смотрели пленки в университете, передавали их друг другу тайком.
-- Вы были в числе зрителей?
-- Да, конечно.
-- Было страшно?
-- Поскольку мне очень хотелось их посмотреть, я не очень-то сильно боялся.
-- Желание снимать кино появилось уже тогда?
-- Я учился на первом курсе и тогда еще не думал, что стану кинематографистом.
-- Как вы считаете, мода на корейское кино будет продолжительной?
-- Это довольно сложный и болезненный вопрос. Ситуация может развиваться совершенно непредсказуемо. Помните, раньше было повальное увлечение гонконгским кино, а сейчас оно совсем непопулярно. Оно растиражировало себя, фактически уничтожило. Но поскольку корейские кинематографисты видят печальный опыт гонконгского кино, то мы будем стараться его не повторять.
-- Корейское правительство поддерживает кинематографистов?
-- Да, существует одна государственная кинокомпания. И хотя они не могут выделять много денег, немного все же они помогают.
-- Какие фильмы они поддерживают?
-- В основном некоммерческое малобюджетное кино.
-- Сколько фильмов поддерживает корейское правительство?
-- Я не могу назвать точную цифру, но порядка десяти в год. В основном это дебютные фильмы.
-- В Корее существует союз кинематографистов?
-- Да, есть одна пенсионерская организация, она была создана очень давно, и сейчас там совсем нет молодежи. Поэтому молодые режиссеры и операторы объединились в свой союз.
-- И вы там состоите?
-- Да.
-- А кто еще?
-- Чан Ву Парк, Ким Ки Дук -- все там состоят. Но наша организация не разводит какую-то бурную деятельность. Раз в год мы собираемся вместе и награждаем лучших актеров, режиссеров. У нас также есть фестиваль короткометражных фильмов. Но поскольку наши самые знаменитые режиссеры -- очень занятые люди, то собираться вместе чаще очень сложно.
-- Почему азиатское кино, и в частности корейское, эксплуатирует тему жестокости?
-- Если посмотреть фильмы Ким Ки Дука, Чан Ву Парка или даже мой фильм, так действительно может показаться. Но корейских фильмов, где никаких проявлений жестокости вообще нет, их намного больше. Просто за рубежом почему-то знают самые жестокие корейские фильмы.
-- Может быть, такой принцип отбора свидетельствует о страхе европейцев перед азиатами?
-- Не знаю. Я не знал, что европейцы нас так боятся. Непростая история нашей страны, трудные времена, которые она пережила и мы вместе с нею, может быть, жестокость на наших экранах просто следствие всего этого.
-- А корейцев эта жестокость так же шокирует и завораживает, как европейцев?
-- Что касается моего фильма, то в Корее на его просмотре люди закрывали глаза и кричали от страха. А в России даже на самых жестоких сценах люди хлопали и смеялись. Я очень удивился этому факту. Я даже спросил у своего переводчика, что происходит, на что он ответил, что в России существует проблема терроризма, и по телевизору каждый день показывают очень много жестокости, и по сравнению с этим мой фильм не кажется жестоким. Вот так мой переводчик сказал. А вы что думаете?
-- Ваш следующий фильм будет снят в той же стилистике?
-- Мне хочется снять еще более рискованный фильм. Но, поскольку в Корее у моего первого фильма не было сумасшедшего успеха, то снимать его будет довольно трудно.
Беседовал Константин ШАВЛОВСКИЙ