|
|
N°117, 04 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Камерный жанр
В Доме фотографии проходит самый престижный фотоконкурс столицы
Была у меня в детстве такая красивая книжка, то ли издательством «Планета» выпущенная, то ли «Московским рабочим». Называлась «Москва вчера и сегодня». Издана в жанре фотоальбома. Много-много цветных и ч/б фото о буднях нашей любимой столицы. Розовые закаты над Москвой-рекой (с видом на Кремль), златые купола, воодушевленные монтажники-высотники, спешащие на первый звонок с букетами и ранцами трогательные первоклассники, очкарики студенты на фоне МГУ и, конечно же, сфотканный очень романтично общественный транспорт -- дружелюбно подмигивающие автобусы, цепляющиеся дугами за облака синие троллейбусы, зеленоглазые такси... Так все мило, так все уютно. С такой ностальгией сейчас об этой книжке вспоминаю и не задумываюсь почти о том, что альбомчик все-таки идеологическая пропаганда и цель его сформировать правильный фотоимидж Москвы эпохи брежневского застоя.
Недавно открывшаяся выставка-конкурс на лучший фотоснимок о Москве «Серебряная камера-2004», организованная правительством Москвы, МДФ, проходящая под личным патронатом мэра Москвы Ю.М. Лужкова и спонсируемая Банком Москвы, «Би Лайном», фирмами Sony MasterCard, Kodak, Hennessy, «Ингеоком», интонацию книги застойных времен во многом подхватывает. Ностальгию, милоту половником черпать можно. И златые купола, и открытые добрые лица, и... Названия серий скажут сами за себя: «Тихий час в детском саду», «По краскам города вдвоем», «Литое кружево», «Академия художеств», «Дом-мажор», «Я начинаю от истоков знакомство с городом родным». Многие снимки на выставке новую редакцию книги «Москва вчера и сегодня» отлично бы проиллюстрировали. Технологии теперь посовершеннее, что позволяет превращать в ностальгические миражи даже разоблачающие улики подлинного времени (безвременья) восьмидесятых -- убогие брежневские многоэтажки. И в рифму им так же затейливо и с настроением подаются подлинные улики нашего времени -- новомосковская архитектура формата «Алых парусов» или «Золотых ключей».
Странным диссонансом этой идиллии смотрятся серии на трудные и непарадные столичные темы: пылающий Манеж, снос старой застройки, интернат для детей-инвалидов, фотофиксации людей социального дна или озверевших спецназовцев (или лимоновцев, или коммунистов). Что замечательно -- образ Москвы получается в итоге очень адекватный реальному ее восприятию. Власть имущие борются за то, чтобы город выглядел просветленным и было в нем комфортно. Как могут стараются -- но выходит все какая-то симуляция благополучия, все какая-то инсценировка комфорта вроде предъявленных на «Серебряной камере» искусственно облагороженных родченковскими фоторакурсами творений мастерской Посохина. Жизнь же неподотчетная официальным рапортам, та, с которой почему-то во все времена в России не принято считаться, прет из всех щелей такими «имиджами», от которых и стыдно, и страшно, и больно.
Вот этот ставший уже привычным диссонанс московского стиля конкурсная выставка обозначила. И потому, кстати, одним из лучших проектов считаю очень концептуальный минималистский фотоэтюд «Трудности речи». Сфотографированы просто буквы на асфальте. Из них мучительно пытается сложиться фраза «Я тебя люблю». Но сбитый, как заикание, ритм все о какой-то чернухе и словесной порнографии думать заставляет. Вот графема этой фразы в картинках фотосерии (пробел между буквами -- границы между отдельными кадрами): «Я т те еб ебя я бя блю ю люб блю я тебя». Перефразируя поэта: люблю столицу я, но странною любовью...
В качественном отношении конкурс получился ровным. Стиль ведущих фотолетопись современной Москвы (в основном на страницах журнала «Афиша») мастеров узнается без труда. Приятно, что в нынешнем году в процентном соотношении «стильных» фотографий больше, чем обычных. Моим фаворитом стал мастер, назвавший серию своих фотографий «Необъективная реальность. Из опыта съемки на камер-обскуру». Камер-обскура (оптическая камера) в старину (с XVI века) заменяла художникам фотоаппарат: она имела объектив и темный корпус, на заднюю стену которого проецировалась картинка. Пленкой служила бумага, наложенная на простое стекло. На просвет виделось четкое изображение вверх ногами, которое обводили художники, получая таким образом точную фиксацию реальности. Так что автор серии «Необъективная реальность» выбрал свой путь двойной инсценировки: фотоаппарат фиксирует мир, увиденный в объективе его далекого предка. Обыденное восхитительно преображается: пространство двигается, как сценическая платформа. Перспективы и ракурсы ломаются в какие-то аномальные измерения, будто в маньеристической живописи Пармиджанино. И легкие тени танцуют. А ведь запечатлены незатейливые уличные сценки! Такой «камерный» жанр на «Серебряной камере» как нельзя кстати.
Как вы, наверное, догадались, фамилии участников конкурса засекречены. И их работы выставляются под порядковыми номерами. Так что приходите в июле в Дом фотографии, берите на входе анкету и вносите в нее номер понравившегося вам проекта. Не исключено, что вы определите главного призера фестиваля. В двадцатых числах -- раздача слонов.
Сергей ХАЧАТУРОВ