|
|
N°116, 01 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Охота на нефть продолжается
Вчера выяснилось, что на активы "Геойлбента" нашелся еще один претендент -- государственная "Роснефть". Как заявил Интерфаксу источник в госкомпании, она может оспорить сделку по продаже ЮКОСом принадлежащие ему 34% в "Геойлбенте". Впрочем, нельзя исключать, что ЮКОС ничего никому не продавал и просто переименовал свою офшорную "дочку" YUKOS Operational Holding (об этом сообщали информированные источники), через которую контролировал акции "Геойлбента". В связи с чем в реестре акционеров и появилась новая запись.
Тем временем у другого собственника, который владеет 66% акций, проблем с активом тоже достаточно: за последние три недели ставропольский, а затем грозненский суд запретил НОВАТЭКу продавать эти бумаги ЛУКОЙЛу. И хотя оба решения были отменены, источник, знакомый с ситуацией, не исключает, что может появиться еще один аналогичный иск -- теперь уже в суд другой кавказской республики. Юристы называют основания, на которых базируются исковые требования, по меньшей мере надуманными, если не смехотворными, но судьи все равно запрещают сделку. После недавней встречи с инвесторами президент Владимир Путин пообещал укрепить судебную систему и улучшить инвестиционный климат. А принявший затем бизнесменов премьер Михаил Фрадков отметил: "По взаимной оценке, встреча (с г-ном Путиным. -- Ред.) прошла интересно, она была полезна не только для наших партнеров, но и для российских министров". Но пока некоторые действия судебных властей на пользу государственному имиджу точно не идут.
"Геойлбент" в прошлом году добыл чуть менее 1 млн тонн нефти. Его доказанные запасы составляют 34,2 млн тонн нефти, прогнозируемые -- 70 млн тонн. До недавнего времени 34% "Геойлбента" принадлежало ЮКОСу, который контролировал компанию через офшор YUKOS Operational Holding. Оставшийся пакет находился в распоряжении НОВАТЭКа. 7 июля газодобывающая компания сообщила, что продала свою долю в предприятии ЛУКОЙЛу. Буквально через два дня после этого сообщения Андроповский районный суд Ставропольского края в качестве обеспечительной меры по иску неизвестной компании Broadwood Trading & Investments запретил сделку с бумагами "Геойлбента", а "Транснефти" -- принимать сырье у этой компании. Затем выяснилось, что недавно YUKOS Operational Holding был переименован в Broadwood Trading & Investments. Однако по странному стечению обстоятельств иск Broadwood Trading подписывала Светлана Чудина -- в 2002 году она работала в "Русснефти" Михаила Гуцериева заместителем директора юридического департамента по претензионной работе, а кроме того, входила в совет директоров "Варьеганнефти" -- "дочки" "Русснефти". Однако, как заявил Интерфаксу источник в ЮКОСе, компания еще весной продала свою долю в "Геойлбенте" "Русснефти". Но в "Русснефти" категорически отрицают факт покупки и заявляют, что г-жа Чудина покинула компанию еще в 2003 году.
Интересно, что ответчиком по иску выступали не участники сделки -- ЛУКОЙЛ или НОВАТЭК, -- а некий адвокат Андроповской юридической конторы Елена Сорокина, которая не исполнила для Broadwood договор и не представила отчет о выполненных работах по соглашению об оказании юридических услуг. При этом в иске отмечается, что Broadwood считает незаконной продажу 66% "Геойлбента", поскольку не отказывался от своего преимущественного права выкупа доли НОВАТЭКа. Юристы называли иск абсурдным. Это вскоре признали и судьи высшей инстанции, которые 22 июня отменили обеспечительную меру.
Но после этого сделку снова запретил Старопромысловский суд Грозного. Суть второго иска не менее абсурдна, чем предыдущего, причем Broadwood Trading в нем не фигурирует вовсе. Гражданин Абухасан Сайгираев подал иск против Малики и Бралиант Осмаевых, требуя от них возместить ему комиссию за закупки первой партии неназванного товара по договору, заключенному 17 мая 2005 года. При этом в связи с покупкой товара ответчицы должны были передать г-ну Сайгираеву 76 обыкновенных акций НОВАТЭКа, но не сделали этого. Интересно, что решение грозненского суда в точности повторяло решение их коллег из Ставрополья. Неудивительно, что через три дня оно также было отменено судом высшей инстанции.
Правда, источник в одной из нефтяных компаний, знакомый с судебным процессом, полагает, что в скором времени появится и третий иск, на этот раз поданный в Ингушетии. "Дома и стены греют", -- заявляет он, намекая на родину г-на Гуцериева.
Хотя Broadwood настаивает на преимущественном праве покупки пакета, приобретенного ЛУКОЙЛом, уставом "Геойлбента" это право не предусмотрено.
Впрочем, теперь бывшим имуществом ЮКОСа заинтересовалась "Роснефть", которая и раньше приценивалась к "Геойлбенту". Вчера источник в госхолдинге заявил: "В компании внимательно следят за ситуацией вокруг активов "Геойлбента" и весьма озабочены конфликтом акционеров предприятия". Как известно, "Роснефть" от лица своей "дочки" -- "Юганскнефтегаза" -- предъявила ЮКОСу ряд исков на общую сумму около 400 млрд руб. При этом компания уже отсудила 62 млрд руб. "По причине отсутствия у ЮКОСа свободных средств взыскание, очевидно, должно быть обращено на активы компании, -- говорит представитель холдинга. -- По этой причине любые действия с активами ЮКОСа неизбежно попадают под пристальное внимание "Роснефти", и ни одна сомнительная операция с потенциально интересными компании активами ЮКОСа без внимания не останется".
Кроме того, в среду российский Минюст сообщил, что направил своим коллегам в Литве и Нидерландах (YUKOS Operational Holding была зарегистрирована в Нидерландах) письма с просьбой выявить активы ЮКОСа, находящиеся на их территории. Судебные приставы уверяют, что продолжат искать имущество опальной компании за рубежом и намерены добиваться его ареста. Так что если YUKOS Operational Holding была переименована в Broadwood Trading & Investments в результате продажи, то эта компания может лишиться 34% акций "Геойлбента".
В любом случае все процессы вокруг сделок с акциями этой компании дополнительных очков российской судебной системе в глазах инвесторов не прибавят.
Игорь ФЕДОРОВ