|
|
N°116, 01 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грызня гранита
Российскую науку заставляют удваивать ВВП
Министр экономического развития Герман Греф -- не то с иронией, не то серьезно -- потребовал от науки удвоения ВВП. Вчера на очередном заседании кабинета, на котором речь шла о повышении эффективности государственного сектора науки, он резко раскритиковал предложенную министром образования и науки Андреем Фурсенко программу. И не просто раскритиковал. Г-н Греф замахнулся на святая святых -- на Российскую академию наук, сказав, что «не может понять, что это такое с организационно-правовой точки зрения».
Андрей Фурсенко, уже приученный выдерживать бурные протесты академиков за желание реформировать Академию наук, буквально с первых слов своего доклада заявил: «Наукой недовольны сегодня все». По ходу он посетовал на то, что государство в этой сфере является доминирующим, а бизнес в отечественную науку не верит.
Среди общих предложений по поводу преодоления ведомственной разобщенности, оптимизации сети научных организаций и прочее министр обозначил и несколько конкретных целей. Так, месячная зарплата научного работника к 2008 году должна достигнуть 30 тыс. руб. Федеральные средства отныне будут распределять на основе не многоканальной, а трехканальной системы (РАН, высшие учебные заведения, государственные научные фонды).
Г-н Фурсенко рассчитывает, что к 2010 году наука будет финансироваться из бюджета и частных средств в пропорции 50 на 50. Предложен также новый порядок утверждения в должности президента РАН -- это будет делать президент России, а не ученые. Правда, окончательное решение по этому поводу пока не принято. И, судя по всему, премьер не очень хочет вмешиваться в щепетильный спор о том, кто лучше знает, кому быть главой академии, -- г-н Путин или сами академики. А поскольку научные авторитеты «против», этот вопрос оставили на «досогласования».
Герман Греф, похоже, решил всерьез погрызть гранит науки. И начал грызть ее министра. Г-н Греф согласился с коллегой Фурсенко, что финансирование сектору надо увеличивать. Но при этом заявил, что министерством не сформулированы направления, по которым следует совершать прорыв. «Приоритеты развития есть, -- тут же откликнулся г-н Фурсенко, -- и ваше министерство их согласовывало».
Г-н Греф задел и чувства академиков. Вместо запутанной структуры РАН он предложил американский вариант, где академия -- это клуб выдающихся ученых, которые не обременены большой хозяйственной деятельностью и большим штатом сотрудников. По словам министра Грефа, параллельно существует организация, которая занимается управлением наукой, иными словами, менеджмент. Услышав такое, президент РАН Юрий Осипов не смог промолчать: «Форма фундаментальной науки, которая есть в России, существует уже 300 лет, и предложение перейти к западным образцам по меньшей мере оскорбительно». Как сказал г-н Осипов, против РАН развернута целая кампания, прежде всего в отношении имущественного комплекса. В общем, дал понять главному экономисту, что тот не профессионал в имущественном комплексе. И предложил поддержать своего недавнего врага г-на Фурсенко.
Но на Германа Грефа выступление пока еще избранного, а не назначенного президентом России главы РАН не произвело должного впечатления. «Я прошу прощения, Михаил Ефимович, -- обратился главный экономист к премьеру. -- Вы ставите задачу удвоения ВВП. А с такими решениями никакого удвоения и диверсификации экономики не будет. Раз за счет нефти нельзя, то, значит, надо идти инновационным путем. А ответа нет, как и что делать».
«Вы мне говорите, щупайте министров, но я ничего не нащупываю, -- запальчиво продолжал г-н Греф. И тут он дал даже не премьерский, а президентский по степени смелости совет: -- Или снимите амбициозные задачи, или предлагайте пути их решения». Мол, третьего не дано. Премьер--министр Михаил Фрадков после этой выдающейся речи выдержал театральную паузу. И со знанием дела завершая реплику, взглянув на коллег-подчиненных, произнес: «Ясно!?» В зале послышался смех.
Г-н Фурсенко, между тем, решил заступиться за себя: «Есть продвижение в области инновационных проектов, Герман Оскарович, и это не «хотелки». И есть удвоение. Пока не в миллиардах долларов. Но в миллиардах рублей удвоение есть». «А претензии будут всегда», -- философски заметил он.
Черту, как обычно, подвел премьер: «Герман Оскарович уже начал конкретную работу, судя по всему. Андрей Александрович, ваша задача -- скоординировать эту работу. И слава богу, что мы через тернии пришли к этому. Работайте! Удваивайте».
Вера КУЗНЕЦОВА