|
|
N°115, 30 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Терехин: Я первым подпишу документ об ограничении цен на бензин
Министр экономики Украины Сергей ТЕРЕХИН рассказал киевскому корреспонденту «Времени новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО о ходе подготовки Украины к вступлению в ВТО, а также о планах создания зоны свободной торговли в рамках Единого экономического пространства в составе Украины, Белоруссии, России и Казахстана.
-- В период президентства Леонида Кучмы много говорилось об одновременном вступлении Украины и России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в декабре 2005 года. Насколько реален теперь этот сценарий?
-- Призывы идти куда-то вместе нередко оказываются популизмом. По уровню подготовки своей нормативной базы Украина опережает близкие к членству в ВТО Вьетнам и Россию. Украина подписала 31 протокол со странами -- членами организации, остались еще 13. В июле состоится последняя неофициальная встреча рабочей группы стран -- членов ВТО, где Украина представит ряд новых законов. Я уверен, что на следующей неделе Рада утвердит эти законы, разработанные в рамках наших обязательств перед ВТО. Это стало бы 90-процентной гарантией вступления Украины в ВТО уже в декабре 2005 года.
Россия вряд ли успеет к этому сроку снять все свои проблемы, Украине же нет смысла кого-либо ждать -- это не в ее национальных интересах. В российской Госдуме звучали призывы придерживаться единых позиций Украины и России на переговорах с ВТО. Но это чистой воды популизм. У нас разные структуры экономик, что диктует разные позиции по многим вопросам. К примеру, Россия импортирует зерно и мясо, а Украина его экспортирует. Украина импортирует нефть и газ, Россия -- крупнейший экспортер по этим позициям. В авиастроении Украине выгодно иметь низкие ввозные тарифы на комплектующие. А России, как стране-производителю, это невыгодно.
-- Правда ли, что Украина идет на уступки, чтобы ускорить вступление в ВТО? Высказывается мнение, что это повредит украинским производителям.
-- В целом экономика Украины выиграет от вступления в ВТО. За счет снятия антидемпинговых ограничений, увеличения квот по металлургии, текстилю и аграрной продукции страна получит за год как минимум 1,5 млрд долл. в дополнение к общему торговому балансу. Конечно, после прихода конкурентов отдельные производители пострадают. Однако мы не можем входить в глобальную экономику и поддерживать неэффективное производство.
-- Какое место во внешней экономической стратегии Украины отведено Единому экономическому пространству (ЕЭП) и ВТО?
-- Свободная торговля без шантажа, экспортных и импортных сборов, тарифных и нетарифных квот в рамках ЕЭП пойдет Украине только на пользу. Но это не значит, что ЕЭП является альтернативой ВТО или членству в Евросоюзе. Зона свободной торговли без изъятий и ограничений у нас есть с Македонией, с января следующего года она будет с Молдавией, Киргизией, Грузией. Такие программы в перечне ВТО занимают одну сотую процента, так что было бы ошибкой считать их большим достижением. Вступление в ВТО я бы образно сравнил с женитьбой: Украина входит в состав семьи из 149 стран. Зона свободной торговли в рамках ЕЭП без изъятий и ограничений -- это не более чем согласование правил пользования общей кухней в коммунальной квартире.
-- В какой стадии находятся переговоры по участию в ЕЭП?
-- Окончательное решение о сворачивании или развитии проекта будет принято в июле президентами четырех стран в Астане или Минске. Пока Москва не хочется отходить от политической составляющей этого проекта, которая предполагает существование наднационального органа управления. Глава российской группы по ЕЭП министр промышленности и энергетики Виктор Христенко не соглашается с идеей создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений по стандартам ВТО, мотивируя это тем, что члены ЕЭП должны проводить единую валютную, бюджетную политику, а также политику субсидий.
-- То есть зону свободной торговли в рамках ЕЭП ждет неудача, как и зону свободной торговли в рамках СНГ?
-- На постсоветском пространстве никогда не было нормально реализованного проекта по созданию зоны свободной торговли. У Украины есть два соответствующих соглашения: одно -- о свободной торговле с Россией и второе -- в рамках СНГ. Последнее вообще некорректно считать полноценным соглашением о свободной торговле, поскольку каждая страна-участник может в одностороннем порядке вводить любые изъятия и ограничения. Правила солидных международных организаций такого не предусматривают.
-- Насколько обширным будет пересмотр итогов приватизации периода президентства Леонида Кучмы? Угрожает ли что-либо российским собственникам?
-- Российским инвесторам я отвечаю, что деньги не имеют национальности. Обязательства по возврату в собственность государства незаконно приватизированного имущества, в частности «Криворожстали», были даны на Майдане во время «оранжевой революции» (в конце прошлого года. -- Ред.). Их нужно было осуществлять быстро. К сожалению, правительство неоднородно, и дискуссия продолжается. Как экономист-либерал я хотел бы забыть об этом вопросе. Но это вопрос не столько экономики, сколько морали -- и его надо решать. Мы попали в клинч. В отличие от России, где ЮКОС фактически конфисковали, мы ищем легальные способы восстановления экономической и социальной справедливости. Это очень тяжело.
-- Украина активно применяла в этом году административное регулирование цен. Возможны ли рецидивы такой политики, в частности на рынке нефтепродуктов, где значительна доля российского капитала?
-- Правительство поступило абсолютно правильно, сделав шаги по сдерживанию цен на рынке нефтепродуктов. Если такая ситуация повторится, то я первым подпишу документ об ограничении цен на бензин и штрафах за их нарушение. 80% украинской «бензиновой» розницы контролировали 2% бизнесменов. После того как Украину открыли для дополнительного импорта нефтепродуктов, сектор контроля этих бизнесменов сократился до 60% рынка. Однако риски картельных сговоров по-прежнему значительны. В случае нарушения правил свободной конкуренции вступает в силу государство, применяя антидемпинговые и антимонопольные меры, уголовную ответственность. К сожалению, антимонопольный комитет Украины фактически бездействует.
-- Означает ли это, что правительство остается сторонником административных способов воздействия на экономику?
-- Нынешнее законодательство позволяет Украине вернуться к стопроцентно плановой экономике. К примеру, закон о ценообразовании начала 90-х позволяет установить предельную норму рентабельности, штрафуя за ее превышение. Однако правительство не хочет быть плеткой для бизнеса. Нужно создать чисто рыночные инструменты воздействия на экономику, пересмотреть антимонопольное законодательство. Кстати, в период «бензинового» кризиса правительство заявило, что не будет давить на предпринимателей. В поисках взаимопонимания мы подписали ряд меморандумов (имеются в виду соглашения между правительством и компаниями о ценовой политике. -- Ред.). Я объяснял в Брюсселе, что нарушение со стороны бизнесменов таких меморандумов не предполагает никакого наказания, кроме общественного порицания. Пока не изменится законодательство, правительство будет использовать для урегулирования сложных ситуаций механизм меморандумов.
|