|
|
N°118, 05 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конституция для энергетики
1 июля в Германии вступил в силу новый федеральный закон об энергетическом хозяйстве, принятый обеими палатами немецкого парламента после сложных дебатов. Этот законодательный акт с опозданием проводит в жизнь на национальном уровне требования ЕС, намеченные еще на 2003 год. Закон ввиду его важности и универсальности окрестили «конституцией рынков электроэнергии и природного газа», либерализованных семь лет назад. Многолетний спор о деталях закона, разгоревшийся между партиями правительственной коалиции и оппозиции, объясняется наличием в Германии многоступенчатой системы энергоснабжения из приблизительно 1700 предприятий, действующих в секторе распределения электроэнергии и природного газа. Авторам закона было необходимо создать применимые к этим структурам юридические базисные условия и одновременно обеспечить на длительную перспективу надежность энергоснабжения.
Закон предусматривает создание в Бонне федерального агентства по эксплуатации сетей. Оно должно взять на себя роль судьи в спорах о доступе к сетям по транспортировке энергии и размерах платы за эти услуги. Документ предусматривает также разделение производства энергии и эксплуатации сетей. Этим предполагается обеспечить равные условия доступа к сетям для всех участников конкурентного соперничества.
В будущем все запланированные повышения цен за пользование сетями в секторе электроэнергии должны сообщаться в регулирующее ведомство. Оно заранее проверяет соответствие предполагаемого повышения цен закону и может наложить на это свой запрет. Помимо этого в законе есть норма, имеющая обратную силу: проверке со стороны антимонопольного ведомства должны будут подвергаться все повышения цен за пользование электоросетями начиная с лета 2004 года.
Ключевая цель, которую ставит закон перед регулирующим ведомством, - в течение года с начала действия документа необходимо разработать и реализовать концепцию так называемого «стимулирующего регулирования». При этом требования законодателя должны быть модифицированы таким образом, чтобы поощрялись те предприятия, которые более других снижают цены за пользование сетями. В целом, как отмечают эксперты, закон об энергетическом хозяйстве создает в Германии ясные базовые условия для многомиллиардных инвестиций в эту отрасль в ближайшие годы.
Из закона об энергетическом хозяйстве в Германии
Контроль над ценами
Федеральное агентство, действовавшее прежде лишь в секторе телекоммуникаций, впредь будет ограждать от завышенных цен предприятия также и в области сетей по транспортировке электроэнергии и природного газа. 1700 предприятий, эксплуатирующих такие сети, обязаны информировать это ведомство заранее о ценах, которые они предлагают другим предприятиям за их использование. Агентство наделено полномочиями запрещать необоснованные с его точки зрения повышения цен.
Стимулирование
В течение года регулирующее ведомство должно разработать и внедрить так называемую модель стимулирования. При этом для предприятий, эксплуатирующих сети, определяются верхние границы цен и выручки на период от двух до пяти лет. Предполагается, что таким образом эти предприятия, работающие с меньшими затратами, смогут добиваться большей прибыли. После этого регулирующее ведомство не должно заниматься постоянным контролем тарифов, а лишь откликаться на жалобы в отношении их несправедливости.
Информирование об источнике энергии
В счетах за электроэнергию и в рекламных материалах поставщики энергии обязаны сообщать, из каких энергоносителей они производят электроэнергию -- угля, газа, ядерных электростанций или возобновляемых источников. Тем самым потребителям, осознающим свою ответственность за окружающую среду, создается возможность выбора для себя оптимального поставщика.
Разделение производства энергии и эксплуатации сетей
До принятия закона электро- и газовые счетчики поступали к потребителю от предприятия-поставщика, что, по мнению ведомств по защите потребителей, приводило к завышенным ценам. Частные домашние хозяйства и ремесленнические потребители электроэнергии имеют теперь право по своему усмотрению покупать счетчики у других предприятий и, кроме того, поручать другим предприятиям их считывание.
Электро- и газовые счетчики
Чтобы избежать возможного перекрестного субсидирования, энергетические концерны обязаны отделить свои подразделения по эксплуатации сетей от подразделений по производству и сбыту энергии. Ввиду того, что развитие электро- и газовых сетей требует значительных капиталовложений, предприятия-снабженцы наделяются своеобразной финансовой подушкой. До введения стимулирующего регулирования электроэнергетические сетевые компании имеют право добиваться (до уплаты налогов) 6,5-процентной рентабельности плюс процент уровня инфляции. У газовых сетей этот показатель составляет 7,8% плюс процент уровня инфляции. При сохранении этих параметров регулирующее ведомство не имеет права упрекнуть сетевую компанию в завышении цен на транспортировку энергии.
Исключение для сетей по импорту газа
Сетевые «дочки» концернов E.ON Ruhrgas и Wingas, по оценке федерального правительства Германии, находятся в жестком конкурентном соперничестве. Если они смогут доказать это и создаваемому регулирующему ведомству, то оно откажется от контроля над ценами по транспортировке газа через эти сети. Впрочем, это решение будет подвергаться новой проверке каждые два года. Кроме того, регулирующее ведомство располагает правом устанавливать завышение цен путем сравнения с другими участниками рынка и принимать соответствующие меры.
Стимулирование крупных потребителей
Крупные потребители, которые расходуют в течение года более 10 гигаватт-часов электроэнергии и установки которых работают свыше 7500 часов в год, могут рассчитывать на 50-процентную скидку на услуги сетевых операторов. Исходным условием для этого является согласие федерального агентства.
|