|
|
N°115, 30 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ночной дозор» Питера Гринуэя
Английский режиссер Питер ГРИНУЭЙ был одним из почетных гостей Московского кинофестиваля. Его фильмы давно уже ни в каких конкурсах не участвуют. Зато радуют российских любителей интеллектуального кино. На XXVII ММКФ режиссер представил свою собственную программу под названием «Питер Гринуэй: русская версия». В программе всего два фильма -- первая и вторая части картины «Чемоданы Тульса Люпера». С Питером Гринуэем беседовала Ольга КУЗНЕЦОВА.
-- Вы ведь частый гость на Московском кинофестивале...
-- Да, впервые я приехал сюда четыре года назад, уж и не помню по какому поводу. Первая часть моего фильма «Чемоданы Тульса Люпера» была представлена на Московском кинофестивале два года назад, это была еще английская версия. Сейчас я представляю «Русскую версию» двух частей «Чемоданов Тульса Люпера».
-- Что значит «русская версия»?
-- В фильм вложены российские деньги -- нас поддержало Министерство культуры, со мной работали несколько российских актеров. Всех многочисленных персонажей фильма дублировали российские актеры. Поэтому я хочу посмотреть, как фильм принимают здесь. Можно сказать, что Россия -- вторая родина моего героя Тульса Люпера, очень многое в фильме завязано на вашей стране.
-- Почему именно на России?
-- Тульс Люпер, главный герой моей картины, ездит по миру и собирает разные древности и, если можно так выразиться, странности. Он путешествует долго и своими глазами видит, как меняется мир на протяжении последних шестидесяти лет XX века. В фильме много говорится об отношениях Востока и Запада. Это ни в коем случае не документальный фильм, это своего рода популяризированная и додуманная история ХХ века, эдакое историческое чтиво, очень персональное и субъективное. Я обязательно должен был ввести в фильм Россию как медиатор отношений Востока и Запада, как страну, ни на что не похожую. История России мне интересна еще с детства, я постоянно интересуюсь вашей страной, сколько себя помню...
-- Тульс Люпер приезжает и в Россию?
-- Да, он будет путешествовать по России, встречаться с русскими... У меня уже снялось несколько российских актеров, и я хочу подобрать еще, я даже сейчас на фестивале провожу кастинги -- уже для третьей части «Чемоданов Тульса Люпера».
-- Вам понравилось работать с нашими актерами?
-- Они очень профессиональны, очень. С ними невероятно легко работать. Я еще очень давно пригласил на съемки Кристину Орбакайте и Ренату Литвинову, снял с ними эпизод, но он получился слишком объемным и не поместился в картину. Все равно я не хочу отказываться от этого эпизода, возможно, сделаю из невошедших сцен отдельный фильм.
-- Понравилось работать с Ренатой Литвиновой?
-- Она для меня олицетворяет Россию -- странная, загадочная, очаровательная...
-- «Фестиваль» в переводе означает «праздник». Для вас ММКФ -- праздник?
-- Никогда в жизни, и не только Московский кинофестиваль. На всех фестивалях я слишком много даю интервью, провожу пресс-конференции, это работа, а не праздник. Я гораздо более счастлив, когда я снимаю кино, а не участвую в фестивалях.
-- Я слышала, вы скоро запускаете новый проект?
-- Да, о великом голландце Рембрандте. Два дня назад завершен сценарий, через несколько дней в Амстердаме я начну отбор актеров.
-- Картина называется «Ночной дозор»?
-- Да, «Ночной дозор». Меня вдохновила очень известная картина Рембрандта с таким названием. Мне говорили, что очень популярный российский фильм так же называется, но я ничего о нем не знаю, не смотрел.
-- Вы завсегдатай мировых фестивалей. Есть ли что-нибудь, что вам не нравится в фестивальном движении?
-- Вы знаете, все большие фестивали -- Канн, Венеция, Берлин -- творения тоталитарного режима. Муссолини придумал Венецианский фестиваль, правительство Виши во Франции -- Каннский, Геббельс -- Берлинский. И я думаю, националистические корни этих фестивалей сродни националистической пропаганде, которую вели эти форумы. Могу отнести и Москву к этому ряду. Но сейчас мир меняется, поставленные когда-то задачи отпали, цели фильмов намного менее значимы, чем были когда-то. Люди просто посещают фестивали, чтобы увидеть новые фильмы, но для современного, я бы сказал, «оцифрованного» мира это уже несколько абсурдная история. Фильмы так или иначе придут к нам, если мы того захотим, и без всяких фестивалей. Я могу посмотреть любой фильм, показанный здесь, у себя дома, не выезжая на другой конец мира, не общаясь с журналистами, и это мне удобнее.
Ольга КУЗНЕЦОВА