|
|
N°111, 24 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый удар по реформаторам
Иран впервые выбирает президента со второй попытки
Сегодня в 70-миллионном Иране в обстановке острой борьбы между двумя кандидатами проходит второй тур президентских выборов. В первом туре, состоявшемся неделю назад, в финал вышли 70-летний Али Акбар Хашеми Рафсанджани, председатель Ассамблеи по целесообразности принимаемых решений, и мэр Тегерана 49-летний Махмуд Ахмадинежад. Оба они пользуются доверием рахбара -- духовного лидера Исламской Республики 66-летнего аятоллы Али Хосейна Хаменеи.
Опросы общественного мнения накануне выборов почти не оставляли сомнений в том, что в один тур президента выбрать не удастся. Так и случилось. В первом туре голосовали 30 млн из 47 млн избирателей. Ни один из семи кандидатов не набрал положенной половины голосов плюс еще один голос. И это первый случай в истории выборов в Исламской Республике. В том, что на первое место выйдет Рафсанджани, бывший два срока президентом до нынешнего президента Мохаммада Хатами, мало кто сомневался. И он действительно набрал 21,6% голосов.
Главным противников Рафсанджани считался бывший министр культуры и высшего образования Мостафа Моин, но его результаты оказались скромнее -- 14,2%. Сначала вторым после Рафсанджани шел экс-спикер парламента Мехди Кярруби, но после окончательного подсчета голосов он уступил Ахмадинежаду, на победу которого мало кто рассчитывал.
Видимо, в последние часы был задействован значительный административный ресурс, так как Ахмадинежад -- сторонник неоконсервативной партии «Абадгяран» («Благоустроители»), завоевавшей большинство мест в меджлисе на парламентских выборах прошлого года. Лидер этой партии работал со столичным мэром в Тегеранском совете. Ахмадинежад принадлежит к неоконсерваторам, то есть к тем, кто готов к экономической модернизации, но в рамках существующего политического строя и при сохранении политического лидерства шиитского духовенства.
Предлагаемый сегодня иранскому электорату выбор между Рафсанджани и Ахмадинежадом означает, что реформаторы уже потерпели поражение. Это, вероятнее всего, приведет к замедлению эволюции политического режима страны в сторону его демократизации. Возможно и усиление контроля над средствами массовой информации и политическими организациями. Споры перед вторым туром велись не столько вокруг программ кандидатов, сколько вокруг них самих. Программы же мало чем отличались друг от друга. Оба соперника, например, обещали уделять особое внимание проблемам женщин и молодежи.
Конечно, Рафсанджани с начала 1990-х годов занимает более центристские позиции, чем Ахмадинежад. Если Рафсанджани изберут президентом, то он, как и в период своего президентства в 1989--1997 годах, займется прежде всего экономикой. Если для ее развития понадобится наладить отношения с США, он постарается это сделать. Рафсанджани -- сильный, прагматичный и в то же время очень осторожный политик. Ахмадинежад займет более жесткую позицию в отношении США, но больше риторически, а на деле наверняка также постарается заинтересовать американцев в энергетических проектах Ирана. Впрочем, последние переговоры с Западом по ядерной проблематике убедили иранцев, что проявление твердости в ответ на требования США нередко более выгодно, чем уступки.
Главная проблема не в том, кто станет победителем. Оба политика предсказуемы. Ахмадинежаду легче, чем Рафсанджани, будет договариваться с меджлисом и Наблюдательным советом, надпарламентским органом, назначаемым рахбаром. Есть небольшая интрига в том, кто займет в случае избрания Рафсанджани его место на посту главы Ассамблеи по целесообразности принимаемых решений (в частности, в плане их соответствия исламу). Эта важная инстанция регулирует споры между меджлисом и Наблюдательным советом.
Есть еще проблема в явке избирателей, которая сейчас приобретает решающее значение. Низкая явка по меньшей мере понизит уровень легитимности избранного президента. А по большей -- сорвет выборы, что приведет к социальным потрясениям.
С точки зрения российских интересов выбор президента из двух оставшихся кандидатов не окажет сколько-нибудь существенного влияния на двусторонние отношения. Основные направления сотрудничества с Исламской Республикой были заложены, когда Рафсанджани был президентом. А в случае победы Ахмадинежада, видимо, надо будет учитывать такой фактор, как его антиамериканский настрой.
Нина МАМЕДОВА, зав. сектором Ирана Института востоковедения РАН