Время новостей
     N°107, 20 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2005
Проверки на дорогах
Украинская «автогражданка» вступила в силу
Украинские автовладельцы начинают жить по тем же правилам, что и россияне. «Автогражданка», которая в России действует уже почти два года, полноценно вступила в свои права и на Украине. Об этом говорится в служебной телеграмме начальника департамента ГАИ министерства внутренних дел республики Сергея Коломийца, адресованной начальникам региональных управлений ГАИ, текст которой распространило агентство «Украiнськi новини».

Украинские власти пошли по российскому пути и дали своим автовладельцам полгода отсрочки на привыкание к факту существования обязательного страхования гражданской ответственности за рулем. В России дата начала действия закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» -- 1 июля 2003 года, тогда же ГИБДД стала требовать полисы в МРЭО при техосмотре и регистрации транспортных средств. На дорогах автовладельцев, не имеющих полис ОСАГО, начали штрафовать лишь с 1 января 2004-го.

Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» действует на Украине с 1 января. Планировалось, что в полную силу он заработает 1 апреля, когда сотрудники ГАИ будут иметь право проверять наличие полисов у автовладельцев. Но в начале марта ГАИ МВД Украины заявила, что «не намерена проверять страховку транспортных средств в связи с неурегулированностью механизма административной ответственности за отсутствие страхового полиса». В конце марта пресс-служба МВД Украины сообщила, что ГАИ будет проверять наличие полисов только при выдаче техпаспорта, очередном техосмотре и при серьезных нарушениях правил дорожного движения. До реальных действий дело дошло только сейчас.

Украинские санкции к автовладельцам, игнорирующим требования закона, мягче российских. Проверки полисов будут проводить сотрудники ГАИ в основном при техосмотре и регистрации автомобилей. При проверках на дорогах инспектор выпишет штраф за отсутствие полиса, только если автовладелец нарушил правила дорожного движения и составлен протокол. К водителям, не имеющим полиса ОСАГО, будут применяться административные меры. Штраф нарушителям автогражданского закона на Украине -- от 8,5 до 17 гривен (48--96 руб.), в России -- 500--800 руб. Согласно исследованиям, только у 54% российских автовладельцев представители ГИБДД проверяли наличие полиса ОСАГО. Есть предпосылки, что на Украине этот процент будет гораздо ниже.

По данным Моторного транспортного страхового бюро, за январь--апрель 2005 года украинские страховщики реализовали 844 тыс. полисов обязательной «автогражданки» -- это около 10% от общего числа зарегистрированных на Украине автомобилей. Средняя цена полиса -- 218 гривен, или около 1200 руб. (в России -- около 1900 руб.). Лимит ответственности за причиненный ущерб здоровью и имуществу третьих лиц составляет 51 тыс. и 25,5 тыс. гривен соответственно -- это около 288 тыс. и 144 тыс. руб. против 240 тыс. и 160 тыс. руб., установленных правилами российской «автогражданки».

Емкость украинского рынка автогражданского страхования эксперты оценивают около 2 млрд гривен в год, или 11,3 млрд руб. Лицензии на осуществление ОСАГО получили 77 украинских страховых компаний.

По данным российской Федеральной службы страхового надзора, в первом квартале 2005 года сборы российских страховщиков по ОСАГО составили 12,995 млрд руб. Из лидеров рынка -- «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах» и РОСНО -- свои представительства на Украине имеют «Ингосстрах» и РОСНО. Дочерняя компания «Ингосстраха» «ИНГО Украина» (бывшая СК «Остра-Киев») также лидирует на рынке ОСАГО, конкурируя с местными компаниями «Оранта» и «Гарант-Авто» и польской «PZU-Украина». РОСНО открыло свое представительство в Киеве в последних числах мая.

Ася ГУБИНА
//  читайте тему  //  Автогражданка