|
|
N°103, 14 июня 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Избирательное сродство
В конкурсе «Кинотавра» выиграла комедия
В Сочи в шестнадцатый раз завершился Открытый российский кинофестиваль, в этом году оставшийся в гордом одиночестве, лишившись своего сводного брата, международного сочинского киносмотра. Отныне на «Кинотавре» будут награждать только отечественные фильмы. В этот раз награды фестиваля были распределены между семью картинами из попавших в конкурс семнадцати. Лидером по количеству призов оказался совсем новый, никем до «Кинотавра» не виденный фильм Павла Лунгина «Бедные родственники». Помимо Гран-при лента получила приз за сценарий (Геннадий Островский -- «Механическая сюита», «В движении», «Мой сводный брат Франкенштейн») и половину награды за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский, сыгравший в «Бедных родственниках», поделил ее с Никитой Михалковым, отмеченным за роль князя Пожарского в «Статском советнике» Филиппа Янковского; помимо них специального упоминания со сцены удостоился Дмитрий Дюжев за его роль в балабановских «Жмурках»), кроме того, Павлу Лунгину был вручен денежный грант от губернатора Краснодарского края, и специальным дипломом отмечена 95-летняя французская актриса Эстер Гуэтен, участвовавшая в фильме. Показанный в предпоследний день конкурсных просмотров, фильм Лунгина стал явным фаворитом у большинства участников фестиваля -- и по реакции зала было понятно, что зрители несказанно благодарны Лунгину как минимум за то, что он обратился к самому востребованному сегодня жанру -- комедии. Хабенский сыграл пронырливого комбинатора Эдика, который приезжает в провинциальный южный городок Голотвин, озаренный блистательной бендеровско-чичиковской идеей подыскать в городке и на ближайшем кладбище фальшивых родственников для уехавших за рубеж евреев. Но приезд в Голотвин очередной порции жаждущих побывать на малой родине иностранцев переворачивает с ног на голову и их собственную жизнь, и размеренное бытие городка, и в первую очередь непутевую судьбу самого Эдика. Над его злоключениями зрители смеялись вполне искренне, но как-то чрезмерно охотно -- казалось, что уже только из-за самой попытки фильма их развлечь и растрогать они охотно закрывают глаза и на очевидную неряшливость сценария и режиссуры, и на до очевидности прямое выжимание эмоций, и на, чего греха таить, откровенную пошлость иных сцен. При том, что в фильме имеются отдельные, совершенно блистательные гэги, отличные актерские работы (в первую очередь запоминаются Леонид Каневский и Даниил Спиваковский), а также одна роль, роскошно придуманная и вполне себе грандиозно сыгранная Сергеем Гармашем (как минимум из-за одного его Яши фильм имеет смысл смотреть), -- ощущения настоящей удачи не возникает как ни старайся. Тем не менее успех «Бедных родственников» ясно дает понять, какое именно кино будет особенно востребовано в наших палестинах в ближайшее время.
Вызвавший бурные дискуссии, диаметрально оцененный экспертами, но на самом деле очень любопытный фильм Ларисы Садиловой «Требуется няня» был отмечен на закрытии по касательной -- в отсутствие победительницы в категории «лучшая женская роль» (жюри так и не смогло выбрать достойную претендентку) специальный диплом вместе с Эстер Гуэтен получила четырехлетняя Ира Шипова, действительно отменно дебютировавшая в роли подопечной зловещей няни.
Один из самых любопытных конкурсных фильмов «Первые на луне» Андрея Федорченко (неровная, но здорово придуманная и весьма тщательно сделанная псевдодокументальная лента в духе «Ф как фальшивка» Орсона Уэллса или «Забытых негативов» Питера Джексона о якобы имевшем место проекте запуска советского человека на Луну в 1938 году) был по праву признан лучшим фестивальным дебютом, а также получил приз от Гильдии киноведов и кинокритиков. Гильдия продюсеров отметила своим призом мелодраму Мансура Гилязова «Куктау» -- первый полнометражный фильм, снятый на татарском языке. Композитор Андрей Сигле («Жесткое время», «Телец», «Солнце») был признан лучшим за музыку к «Удаленному доступу» Светланы Проскуриной. Не остался без награды и самый спорный, радикальный, но при этом творчески состоятельный дебют Ильи Хржановского «Четыре», отмеченный спецпризом жюри «за творческую дерзость». А в конкурсе «Короткий метр» победителем стал фильм Эдуарда Парри «Двое» о взаимоотношениях дедушки и внука.
Без призов (если не считать награды Михалкову--Пожарскому) остались попавшие в конкурс явные «зрительские» картины и коммерческие хиты, как уже состоявшиеся (вроде «Боя с тенью» Алексея Сидорова, «Жмурок» и «Статского советника»), так и грядущие вроде второй серии «Мамы, не горюй». Впрочем, и шансы «Бедных родственников» в прокате кажутся вполне высокими. Судя по всему, победа фильма Лунгина вообще имеет далеко идущие последствия. Вполне вероятно, что русский блокбастер переживет качественное перерождение -- и на смену скроенным по голливудским меркам большим сложнопостановочным махинам придут узнаваемые житейские истории с народным (или почитаемым за таковой) юмором, разыгранные популярными актерами без оглядки на мировую киноконъюнктуру. Именно такие фильмы становятся в большинстве своем национальными хитами по всему миру. Бедными, но гордыми родственниками международных чемпионов проката.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ